В середине 1950-х годов конструкторы ОКБ имени М.Л. Миля приступили к поиску путей дальнейшего увеличения грузоподъемности вертолетов. Одним из наиболее приоритетных направлений в те годы считалось создание винтокрылых машин с приводом несущего винта (НВ) от реактивных двигателей, установленных на концах лопастей.
В декабре 1956 года правительство издало постановление о разработке опытного вертолета В-7 с реактивным приводом несущего винта. Проектирование и строительство этого винтокрылого аппарата, самого маленького и легкого из когда-либо построенных милевцами, двигалось очень быстро. В декабре 1957 года рабочее проектирование было в основном закончено, и в опытном производстве 329-го завода заложили сразу серию из пяти машин.
Основу конструкции В-7 составлял цельнометаллический каплевидный фюзеляж полумонококовой клепаной конструкции. Лопасти прямоугольной формы имели стальной лонжерон с деревянным каркасом и фанерной обшивкой. Они крепились к втулке посредством осевых и общего горизонтального шарниров. В носке лопастей были проложены две трубки топливопитания.
Одной из сложнейших задач при строительстве и доводке В-7 стала сильная зависимость от смежников - создателей силовой установки. Успешное воплощение идеи вертолета с реактивным приводом НВ зависело, в первую очередь, от разработки достаточно легких и малогабаритных двигателей, способных надежно работать при воздействии центробежных сил и больших перегрузок, а также надежных систем топливопитания и управления ими.
Под руководством главного конструктора А.Г. Ивченко был разработан ТРД АИ-7 с центробежным компрессором и одноступенчатой турбиной. Для уравновешивания гироскопических моментов ТРД оснастили тремя маховиками, вращавшимися в сторону, противоположную турбине. Однако это решение оказалось неправильным - двигатель не выходил на рабочие обороты и не развивал заданную тягу.
Доводка В-7 и его силовой установки растянулась на многие годы. Для совершенствования АИ-7 привлекли специалистов и испытательные лаборатории ЦИАМ. Несколько лет ушло на обеспечение работы двигателей при воздействии центробежных сил, и только 19 февраля 1962 года предприняли попытку подъема в воздух на привязи. Однако В-7 не смог оторваться от земли - под воздействием гироскопического момента двигателей лопасти НВ закручивались на отрицательный угол, их обшивка покрывалась гофрами, что вместе с незакапотированными двигателями создавало большое сопротивление вращению.
Вновь потребовались многие месяцы переделок и доводки. Двигатели отправлены на доработку, лопасти отремонтированы, гидроусилитель системы управления общим шагом заменен на более мощный. Для двигателей спроектированы капоты.
Испытания В-7 на привязи возобновились в апреле 1965 года, и 20 сентября испытателям удалось дважды добиться устойчивого зависания. Однако во время испытания на максимальных оборотах и взлетном режиме двигателей 11 ноября 1965 года произошло разрушение почти одновременно обеих силовых установок. Конструкторы вынуждены были признать дальнейшую доводку АИ-7 бесперспективной.
В-7 является первым и единственным в мире реактивным вертолетом с ТРД на концах лопастей. Милевцы приобрели бесценный опыт в создании винтокрылых летательных аппаратов такого типа. На основе проведенных испытаний они сделали вывод о реальности постройки в будущем вертолета с ТРД на концах лопастей. Преимущества такого вертолета будут расти с увеличением его размерности.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: