Эффе́кт кнута́ (англ. bullwhip effect) — феномен цепочки поставок, при котором заказы поставщикам, как правило, имеют бо́льшую изменчивость, чем продажи покупателям, что приводит к усилению изменчивости спроса по мере удаления от конечного потребителя. Это приводит к увеличению колебаний запасов в ответ на изменения потребительского спроса по мере продвижения вверх по цепочке поставок. Вот что говорит об этом Википедия.👆
Простыми словами, если мы представим всех участников цепочки поставок, которая как правило начинается от поставщика и заканчивается конечным клиентом, любые незначительные колебания спроса конечного клиента будут увеличиваться у каждого предыдущего участника цепи. Например, представим производство холодильников. В ретейле увеличился спрос на холодильники Х, ретейлер счёл это увеличение спроса тенденцией и заказал у дистрибьютора дополнительно +10% холодильников Х. Дистрибьютор отреагировал увеличением заказа данного товара у производителя и ещё плюсанул допустим 10%. Производитель к этому произвел дополнительно 15% ожидая дальнейшее увеличение спроса. Следовательно, производитель заказал больше компонентов у поставщика и так далее. Получается, небольшое колебание у конечного клиента привело к увеличению спроса у поставщика более 30%, хотя клиенты покупали холодильники Х на 10% больше чем обычно.
Эффект кнута может вызвать значительные перебои в цепочке поставок и может привести к избыточным запасам и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание запасов и другим вытекающим проблемам, а также к проблемам с обслуживанием клиентов.
Что помогает сократить негативные последствия:
- 1. Хорошие коммуникации между поставщиками и потребителями внутри цепочки поставок
- 2. Точное планирование и прогнозирование спроса (анализ причин снижения/увеличения спроса)
- 3. Эффективное управление запасами, использование принципа "вытягивания"
#bullwhip_effect #supply_chain #ефф
ект_кнута