Когда Михаила Шуйдина спросили, почему после войны он стал клоуном, знаменитый артист ответил: «Я видел много горя, пережил вместе с народом тяготы войны. А клоун, он вызывает у людей радость». Радостью и счастьем загорались глаза бойцов во время выступлений цирковых артистов на передовой, когда они видели, что жизнь продолжается, что еще можно шутить, смеяться. Надеждой наполнялись сердца зрителей в тылу – победа будет за нами! Тысячи артистов цирка приближали День победы, сражаясь на фронте, многие из них не вернулись домой.
Как цирковой трюк помог обмануть врага
«Родился прямо в седле» – так говорили о Михаиле Туганове, руководителе «Донского казачьего ансамбля», в который входили лучшие казаки-наездники из разных станиц. Огненный задор, темпераментные джигитовки – публика рукоплескала артистам на каждом выступлении. После представления в Московском цирке на Цветном бульваре 22 июня 1941 года, когда утихли аплодисменты зрителей, Михаил Николаевич сообщил участникам коллектива, что уходит добровольцем на фронт – все ушли вместе с ним. Одиннадцать человек погибли в сражениях, многие были ранены.
Михаилу не раз помогали выполнять боевые задания и выходить живым из самых опасных ситуаций его цирковое мастерство и верный конь Энзели. Так, однажды, он крикнул товарищам отходить направо, а внимание немцев переключил на себя, двигаясь влево. Применив один из приемов джигитовки, когда резко откинутое вбок тело как будто безжизненно волочится за конем, он создал видимость, что убит – стрельба прекратилась, бойцам удалось спастись.
В другой раз, спрятавшись у лошадей под животами, наездники обманули немцев, занявших одну из деревень - те решили, что мимо скачет обычный табун. Когда лошади приблизились, всадники резко вскочили и открыли огонь – деревня была освобождена.
Герой цирка, так и не ставший героем СССР
Бессменный партнер Юрия Никулина, всегда находившийся немного в его тени, Михаил Шуйдин также прошел всю войну, командовал танковым взводом. Он даже был представлен к высшей государственной награде, но, увы, ее не получил – сыграла роль бюрократическая волокита.
Первое выступление Шуйдина состоялось именно на фронте, во время освобождения Белоруссии в 1944 году. Советские танки атаковали вражескую позицию, ожидая подкрепления. С наступлением сумерек немецкая пехота пошла в наступление. В этот момент в эфире на танковой радиостанции Михаил Шуйдин начал читать рассказы своего тезки, Михаила Зощенко, а вместе с его голосом в перехвате противник услышал смех наших бойцов. Немцы, решив, что подкрепление уже пришло, решили не рисковать и отступили. В итоге был совершен прорыв фронта в этом направлении!
После войны Михаил Шуйдин закончил цирковое училище – первой его попытке стать цирковым в 1940 году помешала война. Он даже не воспользовался бронью, которую ему давала его первая специальность слесаря и работа на оборонном заводе, и отправился добровольцем на фронт. Сначала он работал у знаменитого клоуна Карандаша вместе с Юрием Никулиным, и уже потом сформировался их самостоятельный знаменитый дуэт. Интересно, что отношения двух великих артистов не были дружескими – на арене все складывалось идеально, а в жизни они шли разными дорогами.
Цирк на передовой
978 шефских представлений, 10 690 выездных концертов в госпиталях и непосредственно на фронте, 150 новых номеров и аттракционов – это статистика из книги «Цирк в годы Великой Отечественной войны» (2015 г.).
Легендарный клоун Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев) в 1942 году возглавил филиал московского цирка, созданный для выступления в военных полевых условиях. Первое представление с триумфом прошло в действующих частях 16-й армии, оборонявшей Москву, 13 июля.
Михаил Николаевич работал как на фронте, так и в цирке на Цветном бульваре. Одна из реприз называлась «Как фашисты шли на Москву и обратно» – машина, на которой ехал Карандаш, в финале разлеталась на куски, а он в образе врага в потрепанном виде с позором убегал со сцены.
Военно-цирковое детство
Основатель династии Запашных, Михаил ушел на фронт в самом начале войны. Его пятерым детям вместе с бабушкой чудесным образом удалось спастись из блокадного Ленинграда, откуда они приехали к маме, Лидии Запашной (Томпсон) в Саратов – там она работала в местном цирке. Чтобы всех прокормить, Лидия Карловна наравне с мужчинами по ночам разгружала вагоны и баржи, получая взамен продукты.
В саратовском цирке 15-летний Вальтер и 5-летний Мстислав Запашные впервые выступили перед зрителями с самостоятельным номером. Сначала они давали представления перед ранеными бойцами в местных госпиталях, а затем стали профессиональными артистами и начали получать продуктовые карточки.
На Михаила Запашного тем временем пришла похоронка, и вся семья считала, что его уже нет в живых. Каково же был удивление, когда в конце войны он появился в цирке на Цветном бульваре, где на тот момент работали его сыновья. Он был контужен, получил серьезные ранения и даже не помнил свою фамилию. Восстановить память помогла мишень, которую он когда-то сделал собственными руками и увидел в цирке.
Новая жизнь вопреки войне
Несмотря на тяжелые условия, во время войны цирк не только выживал, но и создавал новое. В блокадном Ленинграде при Доме Красной армии под руководством художественного руководителя Ленинградского цирка Евгения Гершуни в 9143 году был создан Фронтовой цирк – из военных частей отозвали 40 необходимых исполнителей, артистам назначили дополнительные пайки.
Как-то раз зимой в минус тридцать градусов акробаты труппы Соня Лакони и Михаил Степанов выступали с этюдом в одних только купальнике и плавках – командир попросил сделать что-нибудь необычное для зрителей, которые сразу после концерта должны были идти в бой.
.А женская акробатическая пара сестер Игнатьевых однажды чуть не попала под пули снайперов, выступая на передовой, из-за блика золотой туфельки – после этого артистки сшили себе туфельки защитного цвета из трофейных камуфляжных плащ-палаток.
27 ноября 1943 года в Ижевске открылся новый стационарный цирк, в Ташкенте появился первый в стране национальный цирковой коллектив и уже в 1944-ом году приехал в Москву в составе 70 человек с показом большой программы из трех отделений. После окончания блокады возобновил свою работу ленинградский цирк на Фонтанке.
Во время войны цирковое искусство становилось крепче, мощнее, вселяя веру и надежу в людей, все мысли и устремления которых были направлены на то, чтобы быстрее наступил мир.
2 мая 1945 года, в День падения Рейсхтага, артисты, в том числе и цирковые, выступали на его ступеньках. 12 мая состоялся второй концерт, на котором присутствовал весь командный состав, союзники и солдаты.