Найти тему

Истории из Истории: Контрреволюционный мятеж

Григорьев
Григорьев

Командир 6-й Украинской стрелковой дивизии Красной Армии Николай Александрович Григорьев (1878-1919) в начале мая 1919 года получил приказ прорываться через Украину и Бессарабию в Венгрию, на помощь Венгерской Советской Республике Белы Куна. Однако Григорьев этот приказ выполнять отказался, 7 мая поднял «контрреволюционный мятеж» и захватил значительную территорию на юге Украины. Его поддержала вся дивизия (20 тысяч человек, 50 орудий, 700 пулеметов).

Дыбенко
Дыбенко

Николай Григорьев учился в Тверском и Тифлисском военных училищах. Участник русско-японской (Георгиевский крест) и 1-й мировой войн (штабс-капитан, награждён золотым оружием). За усовершенствование пулемёта получил от правительства тысячу рублей и поселение в Александровке. После революции служил у Скоропадского, Петлюры, а в феврале 1919 года вступил в Красную Армию.

Его сразу назначили командиром бригады в той же дивизии Павла Дыбенко, что и Махно, а через 2 месяца – командиром стрелковой дивизии. Григорьев был хорошим командиром и невероятно удачливым: это он весной 1919 года вышиб белых из Николаева, Херсона, Одессы.

Махно
Махно

Теперь же он расстреливал председателей местных ЧК, командиров продотрядов, грабивших украинских крестьян; его бойцы устраивали еврейские погромы. Под лозунгами: «Власть Советам народа Украины без коммунистов», «Украина для украинцев», «Свободная торговля хлебом» он 9 мая захватил Екатеринослав, где расстрелял 30 советских и партийных работников, 15 мая взял Елизаветград, где тоже расстрелял коммунистов и учинил страшный даже по тем временам 3-дневный еврейский погром (погибли свыше полутора тысяч человек). 10 мая Григорьев был объявлен большевиками вне закона.

Заместитель наркома по военным делам УССР Ефим Щаденко назвал его «авантюристом, пьяницей, подлым предателем родины, прислужником своры старого режима, который вздумал выкупаться в крови проголодавшихся рабочих», - не за погромы, разумеется. Другие красноармейские части в те дни устроили погромы в Одессе, Ананьеве (свыше 100 убитых), Николаеве, Жмеринке, Знаменке, но вне закона их никто не объявлял.

Короленко
Короленко

Владимир Короленко, живший в Полтаве, писал об аналогичных антибольшевистских выступлениях: «Недавно набранные для формирования новобранцы отказались повиноваться и не поехали на вокзал. Кое-как справились без открытого бунта. Солдаты резонно указывают на то, с чего начинал сам большевизм: им надоело воевать, а тут недавно Раковский произнес речь о том, что Украина объявляет войну Румынии, чтобы подать помощь «советской» Венгрии и укрепить мировую революцию. Теперь солдаты отвечают, что более воевать не желают… Восстание кипит повсюду, и главное – деревня вся антибольшевистская, за исключением «коммунистов», которые запугивают остальное население».

К концу мая основные силы Григорьева, успевшие буквально за неделю захватить значительный район (Екатеринослав, Елизаветград, Кременчуг, Черкассы), были разбиты карательными отрядами Климента Ворошилова и Александра Пархоменко. Григорьев с остатками войск бежал к Махно, надеясь на его поддержку, но батька, видевший в Григорьеве сильного конкурента, приказал убить его. Что и сделали 27 июля на митинге в селе Сентово на Херсонщине, как было объявлено, «подручные Махно».

Буденный и Ворошилов
Буденный и Ворошилов

А Махно, уже «враг революции», отправил срочную телеграмму (в том числе и в Кремль) с известием об убийстве Григорьева. Кстати, Клим Ворошилов 29 мая объявил, что тому, кто доставит живым или мёртвым Григорьева, будет выплачено 100 тысяч рублей. Денег он Махно, разумеется, не выплатил, а тот, обладая своеобразной гордостью, и не претендовал на вознаграждение. После смерти Григорьева его армия распалась, часть перешла под командование Махно

* * *

Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.