Занимательно рассматривать, как образы географических объектов предстают в скульптурах. Вот в московской усадьбе Кусково ныне затерянный в канализационных люках Кусковский ручей – это немощный старец с кувшином воды. А центральное место в парковой аллее занимает аллегорическое изображение легендарной реки Скамандр, на которой стояла Троя. Сразу видно: не ровня!
Перебирал в голове, где я еще встречался с похожими скульптурами. Вспомнил фонтан Четырех рек в Риме. Река Ганг держит длинное весло, символизирующее судоходность. Нила закрыл голову плащом. Это означает, что никто в то время точно не знал, где находится исток этой реки. Протекающая в Южной Америке Ла-Плата восседает на мешке серебряных монет — символ сказочных богатств. Кстати, в бассейне Ла-Платы залежей цветных металлов так и не обнаружили.
Вспомнил еще одну композицию, которую отыскал в Смоленске: прекрасная молодая девушка Ангара, которой любуется мужественный Енисей. Так скульптор Василий Стамов изобразил бурятское предание о красавице-дочери Ангаре, отце-старце Байкале и прекрасном юноше Енисее. Несмотря на запреты отца, дочери удалось бежать из недоступных глубин, чтобы встретиться с богатырем Енисеем. “Так тысячи лет они вместе: течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал хмур и суров…”
Сколько в этих историях методического смысла. Можно придумать интересные задания: определить географический объект по образу или даже попробовать создать свой, используя полученные на уроке знания. Любопытно, как школьники представят Урал, Волгу, Кавказ…
Продолжу рассказывать о том, как можно интересно и содержательно преподавать географию в школе.