Есть праздники личные, есть государственные, а есть - всенародные. Для каждой семьи в нашей стране 9 Мая - одновременно общий, и в то же время очень личный праздник. И пусть проходит всё больше лет, и нынешние дети практически лишены возможности послушать живых очевидцев тех событий, мы будем продолжать рассказывать им правду. Тем важнее говорить о том, какую огромную цену заплатил наш народ за свободу и независимость своей Родины, привить новому поколению уважение к людям и событиям той Великой войны.
Первым делом, конечно, нужно достать семейные архивы, рассказать, как жили во время войны прабабушки и прадедушки, кто из них воевал, кто трудился, где застала война семьи.
О чём ещё стоит поговорить с детьми:
- о том, какие беды и лишения принесла война: разрушенные города, сожженные деревни, голод, плен, разлуку с родными;
- о смелости и храбрости воинов, о подвигах, вошедших в историю;
- о трудовых подвигах народа на передовой и в тылу;
- о важности сохранения памяти воинов-победителей, расскажите, какие памятники есть в вашем городе, как правильно себя вести рядом с мемориалами;
- о том, почему некоторые города называются "города-герои", за что даётся это почетное звание;
- об истории возникновения Георгиевской ленточки и её сегодняшнем значении;
- о том, что абсолютно каждый приближал Победу как мог, что даже дети трудились на заводах...
Как говорить с дошкольником:
- рассказ не должен быть длинным;
- без большого количества дат и цифр (лучше назвать время года);
- не ждите от детей воспроизведение даты;
- лучше избегать, опускать особо жестокие факты, способные повлиять на психику.
В этом году, к сожалению, во многих городах отменен и парад, и салют, а всенародно любимая акция "Бессмертный полк" снова пройдет в онлайн-формате по соображениям безопасности. Но вы всегда можете с ребёнком посетить музей или хотя бы виртуальную тематическую экскурсию, возложить цветы к Вечному огню или тому памятнику ВОВ, который есть у вас в городе, сделать тематическую открытку, включить военные песни или фильм по возрасту. А ещё очень рекомендую посещать по возможности исторические реконструкции - они бывают весьма зрелищные и максимально достоверные, это один из самых сильных в плане воздействия на ребёнка (да и на взрослых тоже!) способов рассказать о войне.
Хороший вариант для того, чтобы легче было проникнуться духом тех лет - почитать ребёнку произведения о войне. Для младшего возраста лучше будет частичный пересказ произведения, с подробным пояснением непонятных ребёнку мест.
При этом следует понимать, что большинство старых, неиспользуемых слов детям будет непонятно: самовар, тулуп, патефон и т.д., придется запастись терпением и растолковать каждое слово.
Что почитать?
Например, рассказ С. Алексеева «Шуба».
В нём говорится о вывозе детей из блокадного Ленинграда, зимой по льду Ладожского озера. Стоит, конечно, рассказать ребёнку, почему детки в машине такие худенькие, зачем их увозят зимой, в мороз, почему в кузове. Можно показать полуторку на фото в интернете, так как сейчас ребёнок может и не представить, что такое старый грузовик. Так ребёнку станет понятнее, что тогда машины были без отопления и водитель, отдавший детям полушубок, тоже сильно мёрз, когда вёз детей под обстрелами по тонкому льду к спасению.
В. Драгунский «Арбузный переулок»
Где мальчик Денис не хотел есть молочную лапшу после прогулки, а отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве и через свои детские переживания помогает сыну заглянуть в непростое военное прошлое, узнать, что такое голод, о тяготах и лишениях, которые дети испытывали во время войны.
С. Георгиевская «Галина мама»
Это рассказ о том, как война изменяет жизнь обычных людей. Мама девочки Гали, которая любит смеяться, загорать, возиться с дочкой, уходит на фронт, получает ранение и получает орден за настоящий героизм.
А. Митяев «Мешок овсянки»
Рассказ о том, что даже в самых тяжелых условиях, важно оставаться человеком, уважая своих товарищей. Бойцы обнаружили мешок овсянки и хотели было приготовить, но объявился хозяин провианта. Солдаты позволили забрать драгоценную находку и потом оказалось, что эта овсянка была предназначена для собак, которые вывозили раненых с поля боя, и спасли одного из них от неминуемой гибели.
Рассказов и повестей о войне для детей великое множество. Чтобы не удлинять статью, в комментариях напишу небольшой список произведений, а вы выбирайте именно те, которые трогают ваше сердце и подойдут именно вашему ребёнку!
А ещё многим детям помогают прочувствовать тему ритмичные и вдохновляющие стихи. Говоря с детьми о Великой Отечественной войне и Победе, обязательно почитайте с ними вместе эти стихотворения. И не скрывайте эмоций... Они говорят красноречивее слов...
С. Михалков «После победы» («спать легли однажды дети…»)
Обязательно объясните, почему окна были затемнены во время войны, как строго следили патрули за тем, чтобы ни один лучик света не выбился из-под плотного укрытия окон. Каково было детям долгое время жить с постоянно занавешенными окнами и часто без электрического света, с маленькими коптилками, керосиновыми лампами или свечками. Расскажите, что на военных фото окна часто заклеены крест-накрест бумажными лентами, чтобы от близких взрывов стекло не рассыпалось на осколки.
Г. Рублёв «Памятник»
О том, как советский солдат спас немецкую девочку, рискуя собой. Даже после всех зверств, что творили немцы на войне, наш воин понимал, что маленькие дети ни в чем не виноваты, вспомнив собственную дочурку, убитую фашистами, проявил человечность и спас малышку, вытащив из огня.
К. Симонов «Сын артиллериста» Это стихотворение было в детстве одним из самых любимых, оно достаточно большое, но его ритм напоминает биение сердца. В нём трепет сердец всех родителей, которые провожали своих детей на фронт, ждали их и переживали каждую минуту за их жизнь, но бесконечно гордились и верили в то, что это единственно верный путь.
А. Твардовский «Василий Тёркин» - поэма, где в относительно лёгкой, немного шутливой форме, без лишней жестокости описывается быт простых солдат, их маленькие радости и печали, трудности, которые советские воины испытали в тяжелейших боях за свою Родину.
А закончить хочу отрывком из «Василия Тёркина», он написан в 1945 году, а звучит как будто опять про нас…
"— Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
А война — про все забудь
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: «Отставить!»
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия."