В сентябре 2022 года мы перегоняли катамаран из Финляндии в Питер. В понедельник утром мы отошли на нашем катамаране, чуде инженерной конструкции и наших ремонтных усилий, от его долгой стоянки в Кокколе. Провожать пришли всей деревней, точнее, все двое живущих в марине и Микаэль. Чуть не платочками махали и отталкивали очень усердно. А то вдруг вернемся.
***
Поначалу неизбежно шхерились между островами, потом вышли в Ботнический залив. Оказалось, что лодочный подвесной мотор нашей яхты не достает до воды, если волна метр. Поставили паруса.
***
Сначала хотели пересечь залив в сторону Швеции и идти вдоль берега, может быть даже встать на ночь в бухте. Но что-то пошло не так. Например, ветер, который оказался удивительно встречным, и мы могли ехать либо на юг-восток, либо на северо-запад, а нам надо было на юго-запад. В итоге мы выбрали запад и оказались у берегов Швеции дальше от Стокгольма, чем начинали.
***
Шли бейдевиндом - против ветра и с волной. Поэтому лодка превратилась в центрифугу. Я лежал в койке и взлетал сантиметров на пять, а снизу доносилось БАМ! БАМ! от ударов о волну. А чем меньше судно, тем более ты беспомощен в своих движениях в нем в качку.
***
Решили идти в Стокгольм напрямую без остановок. Поделились на рулевые вахты: нас трое, по четыре часа. Надо сказать, что если на подвахте ты не отдыхаешь, как на корабле, а действительно чем-то занят или хотя бы в полной готовности бдишь, четыре часа отдыха - это что-то очень ничтожное! Вахтовый режим в полную силу довольно жесток.
***
Решили, что новое имя катамарана должно быть "Нюанс". Потому что с ним постоянно есть нюанс. Вроде идем, а все время что-то ещё доделывается. Например, два дня делали проводку рифов грота, которой не было. И вроде можно было сделать все сразу, но каждый раз находился нюанс. И, кстати, на волне работать с веревками неудобно. Будем честны, на волне делать вообще все что угодно неудобно.
***
Этот катамаран имеет особенности управления. Он румпельный, потому что один из прошлых владельцев снял с него штурвал! И вроде реагирует довольно чутко, но есть нюанс - иногда слишком, а иногда недостаточно. Ещё при смене рулевого в первый момент легко запутаться, что куда поворачивается из соотношения руля, румпеля, лодки и ветра. Несколько раз совершили случайные повороты. Несколько раз ложились в дрейф. Катамаран квадратный, поэтому ему до некоторой степени все равно, как располагаться, и он уверено идет вперед кормой строго по курсу. Ну или вбок тоже может. GPS при этом продолжает считать, что мы идем верно, и не фиксирует разворот.
А еще несколько раз у людей, которые на лодке не впервой, не получился простой осознанный поворот.
***
Сломалась одна из двух лебедок (кроме боковых). Теперь все основные веревки тянем на одной, которая предназначена вообще не для этого. Поэтому веревки идут через перегиб корпуса крыши рубки и пилят ее. Пропилы уже изрядные. Приклеили на это место алюминиевый уголок. Скотчем.
***
При этом можно сказать, что погода в целом была хорошая. По крайней мере, не было дождя и ветер в какой-то момент сменился на более попутный. На слишком попутный. Полным фордевиндом на яхте идти чуть ли не так же сложно, как против ветра. А у нас именно он.
***
Вместо трех дней в Стокгольм шли четыре. Как-то уже утомило все время ехать и ехать в Стокгольм. Перед последним перегоном остановились заночевать в марине. Привязались по скандинавски к бую, но поскольку мы сплошной нюанс, но не сразу, а через швартовку лагом и раскрутку. В итоге встали наоборот, не носом, а кормой к причалу, ведь у нас нет разницы между ними, как нам показал GPS.
Отшвартовывались вдвоем. Можно сказать, оттянулись руками на швартовых, а потом тихонечко пошили на самом малом ходу. Внутренне осуждаю такой способ, но решал не я.
***
Весь последний день шли по шхерам. В них нет волны, а есть красивые скальные берега и островки, где почти на каждом кто-то живет. Начинали ехать парусом, благо ветер позволял спокойно маневрировать, но потом скорость слишком упала и поехали мотором. Иногда нас обгоняли паромы Silja line.
***
Шхеры очень живописные. Постоянно домики, причалы, маяки, старые форты. Никаких забросов. Около сотни километров разветвленной водной сети с бесконечными соединениями. Не иметь здесь лодки физически невозможно. Удобно, когда у тебя все свое: и лодка, и дом, и маяк.
***
У нас на флаге кот.