Найти тему
65,3K подписчиков

Школьная система пачками производит недоучек и передаёт их по цепочке. Потерянный год со студентом колледжа

28K прочитали

Ребята у репетитора по математике бывают разные.

Вот Машенька, жеманная и томная. С ней заниматься надо бережно, как с фарфоровой статуэткой, потому что знания хрупкие и нестабильные. Натужно шелестя непослушными нейронами, девочка опасливо произносит формулировки, боязливо считает вслух, робко жмурится и потешно вздыхает, если непонятно.

Катерина, боец и атаманша. Ума палата в наличии, семь пядей во лбу тоже имеются, однако лихой склад личности не даёт нам спокойно погружаться в предмет. Мы несёмся то рысью, то вскачь. Тут понятно: сначала поймать, потом возглавить. И так на каждом уроке.

Никита. Циник, меланхолик и лентяй. Обломов чистой воды, разве что в современной обёртке. И тут управа найдётся. Даже интересно, чем он будет мотивировать отказ от стереометрии на этот раз. Всё равно призмы разберём. И тетраэдры, чтобы повод для меланхолии был действительным, а не страдательным.

Михайло. Мой Ломоносов. Гордость учителя и предубеждение мамы. Снова переходим на один класс вперёд, хотя я категорически против, как и в прошлом году. Мама убеждена, что так и нужно. Отсюда и получается "Гордость и предубеждение" в поселковой трактовке.

***

Каждый урок не похож на предыдущий, и на каждый я иду с радостью, потому что у меня в руках прекрасный, живой и гибкий материал. Взаимодействие, обмен энергиями, осязаемое прикосновение к эфирному процессу познания вот за что я обожаю свою профессию.

Но проколы случаются у всех.

Есть один урок. Я заставляла себя идти на него "через не могу". Целый год. Раз в неделю случалась пытка. Сердобольность и мягкотелость меня подвели.

Да, не хотела я увидеть то, в чём не сомневалась, даже была уверена, но что масштабы настолько велики – не знала. Теперь знаю. И мне от этого страшно, товарищи.

***

Летом прошлого года одна поселковая бабушка каким-то чудом уломала меня взять студента колледжа. Знаете, она какая? Настоящая бабушка-бабушка. Из сказки. С горячими пирожками-гостинцами, открытками в ватсапе, добрыми словами и тёплым любящим сердцем.

"Помогите, пожалуйста! Он единственная радость у меня..."

И репетитор размяк.

Обязательно прочитайте вот эту статью. Иначе не поймёте, как глубоко располагается дно в описываемом случае:

Надо было отказывать. Но профессиональная гордость, да какое там гонор, а не гордость, вот эти чёртики гордыни не позволили отказаться.

"И не таких поднимала!"

Весь год, без пропусков, каникул и праздников мы встречались в скайпе в одно и то же время.

Подкупила его пунктуальность. Уважаю людей, имеющих внутреннюю регуляцию времени. Сама болезненно пунктуальна.

Поначалу дело немножко пошло. Мы же летом начали заниматься. Много писали, решали, говорила. Нет, не опечатка. Именно "говорила", в единственном числе. На протяжении всего года я от него ни одной связной мысли так и не услышала. Клещами тянула ни в какую. Словосочетания, да и нет. И всё.

Мы начали с азов.

Зацепилась за обыкновенные дроби, предполагая нарастить с этой темы основное тело материала. Намотать клубок на дроби.

Пояснение: в первом классе клубок наматывают на знакомство с цифрами. Учитывая обстоятельства, не могла себе позволить так далеко откатиться.

А дальше...

Учёба началась с входного теста. Посмотрела так это же ОГЭ! Тот самый выпускной экзамен, который парню помогли сдать полугодом раньше! Сам он его не потянул.

Было у нас два урока, чтобы подготовиться. Сколько нарешал самостоятельно? Четыре номера из двадцати. Четыре! Из двадцати!

"Если его сейчас выгонят, сразу после контрольной, я педагогов пойму. А бабушку жалко", сжавшись от дурных предчувствий, точнее, от логических умозаключений, подумала я.

– Сколько баллов тебе поставили за контрольную?

– Чего?

– Сколько баллов ты набрал на контрольной?

– Когда?

– Какую оценку тебе поставили за входную контрольную, которую вы должны были писать вчера?

Привычно проговариваю одно и то же несколько раз. Особенность такая у ученика. Постоянно односложно переспрашивать.

– Четыре.

"Боже мой, как?! Как это возможно?! Там двойки нет! Не дотягиваем мы до неё!"

Тем не менее, я видела четвёрку собственными глазами, как и последующие четвёрки.

И вот тогда, в сентябре, я ощутила заметный спад напряжения. Юноша и так довольно закрытый, не демонстрирует эмоций.

А после входного тестирования стал глобально... ровный. Количество произносимых лексических единиц критично сократилось. Домашние задания сошли на нет под разными предлогами.

Разумеется, связалась с бабушкой и рассказала всё как есть. Но на тот момент она свято уверовала, что благодаря нашим занятиям он и "сдюжил".

Ага, за пять занятий. С минус пятого уровня. Конечно.

Началось "не бросайте", "да как же он" и так далее.

Для критиков: нет, не страдаю из-за отсутствия уроков. Я страдаю от их чрезмерного присутствия. Сейчас три часа ночи. После восьми уроков делюсь с вами наболевшим.

Не знаю, почему не смогла бросить ученика. Жалко было бабушку. Я мягкотелая.

***

В начале октября чётко осознала, что порочная система образования выдернула ученика из моих рук окончательно.

Студент первого курса не мог сформулировать тему занятия, которое было сегодня в колледже. Ладно, смотрели в тетрадь.

Выпытала автора учебника. Оказался Мордкович. Стало полегче. Мне. Не ему.

Ему не могло быть полегче, ведь обладая такими мизерными знаниями по математике, по арифметике(!), ни на какой учебник старше седьмого класса он рассчитывать не мог!

Уныло глядя на сообщение, утыкаюсь в пособие. Интересно, есть какая-нибудь методика, при которой можно проходить логарифмы, минуя понятие степени, корня и прочих сопутствующих деталей?

"Вот и производные подоспели. Ты знала, что они будут. Как собираешься выкручиваться? Ну, тут всё просто. Есть же в учебнике формулы. В них будем циферки подставлять. Тупо. Без геометрического смысла производной, без соотнесения с функциями... В принципе, так можно..."

***

С декабря больше учебник ни разу не открывали. Волевым решением (моим) стали заниматься дробями. С чего начали. Затем потихоньку охватили распределительный закон умножения. Почти доучили таблицу умножения, довольно сносно разобрали и усвоили вертикальные и смежные углы.

К тому моменту мы могли заниматься чем угодно: йогой, бисерoплетением или художественным свистом.

Это было уже не важно, ведь с апреля у нас пошли пятёрки! Стройным хороводом!

В этой параллельной вселенной табель моего реального двоечника к концу учебного года выглядит максимально чинно. И вызывающе благородно. И не только по математике!

Для моего подопечного случился очередной потерянный год

Я сейчас крамолу напишу, некоторым читателям может не понравиться.

Мозг закостенел. Остановился в районе седьмого класса. Тренировок достаточных не было, развития не было, движения не было. Мозг без этих процедур сначала скучает, а потом... увядает. Замирает и перестаёт быть пластичным. Это не значит, что его нельзя будет раскачать потом. Другой вопрос сколько на это уйдёт времени, усилий и денег.

Школа как раз и призвана следить за тем, чтобы мозг постоянно находился в процессе тренировки. Так изначально задумывалось.
А не штамповать недоучек, чтобы передавать их по цепочке, пока цепочка не закончится.
Кадр из к/ф "Я робот", 2004 г. Мне показалось, что подходит. Хотя было уже почти утро. Может, и не подходит)
Кадр из к/ф "Я робот", 2004 г. Мне показалось, что подходит. Хотя было уже почти утро. Может, и не подходит)

"Дорогая Елена Владимировна! У нас закончилась математика в колледже. Мы на лето уходим. Заниматься не будем. До встречи в следующем учебном году! Спасибо вам большое!"

Сделаю всё возможное, наступлю на горло жалости и человеколюбию. Не возьму на следующий год. Решила окончательно.

"Спасибо" надо говорить не мне, а системе,

  • в которой можно переводить двоечников из класса в класс, а потом зачислить их в колледж;
  • в которой решать задачу своим способом нельзя, а списывать из ГДЗ можно;
  • в которой учителя можно обидеть, унизить, ударить, и никому за это ничего не будет;
  • в которой вместо обучения педагоги вынуждены вести классные чаты;
  • в которой можно купить ответы к ОГЭ (на днях подробно поговорим, готовлю материал);
  • в которой формализм и ВПР преобладают над логикой и здравым смыслом.

Вот это "спасибо". Прям "спасибище".

***

Простите, что объёмно получилось.

С чувством глубокого облегчения закрываю эту невесёлую главу моей педагогической практики.

А если захотите обсудить материал, то неизменно жду вас, дорогие читатели, в комментариях.

И поставьте, пожалуйста, оценки за статью. Так моё пока ещё не очень стабильное настроение улучшится😱😏👍

***

Чуть не забыла самое главное. В той статье я писала, что бабушка меня просила посмотреть одногруппников на предмет математики.

Я посмотрела.

Нет. Не единичный случай.

"... В чешуе, как жар горя, тридцать три..."

Ой всё. Только успокоилась. Пойду🙈