"Искренняя, излучающая нежную и светлую грусть" - это первое, что я мог бы сказать, если бы меня спросили: "Какой Вы помните Майю Кристалинскую?".
Сегодня, как никогда за последнее время, душа нуждается в добрых светлых воспоминаниях и по-человечески тёплых песнях. Не потому ли всё чаще и чаще возникает желание услышать такие нездешние по нынешним меркам голоса, такие волшебные и проникновенные песни советской эстрады 60 - 70-ых годов прошлого века?
- Сегодня мы вспомним одну из самых популярных и любимых в Советском Союзе певиц - Майю Кристалинскую, поговорим о её первых шагах к большой всесоюзной сцене.
РОДИТЕЛИ
Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве, в семье тихого и скромного Владимира Григорьевича Кристалинского, талантливого и интеллигентного "человека с умом математика и душой поэта", взявшего на себя, несмотря на очень плохое зрение, тяжёлую ношу - всю ответственность за семью, которая ютилась в маленькой комнатке коммунального дома на Новорязанской улице.
Мама будущей певицы, Валентина Яковлевна, белокурая красавица - сибирячка, дочка лесника из Павлодара, была моложе своего супруга на семь лет. В отличие от Владимира Григорьевича она была не слишком образованна и весьма далека от науки и искусства. Рождённая скорее для семейного уюта, она возложила на свои плечи все житейские проблемы и занималась исключительно домашним хозяйством.
Молодожёны перебрались в Москву, и, казалось, что пусть тяжёлая и полуголодная жизнь, но постепенно налаживается. А как счастлив был Владимир Кристалинский, когда стал отцом! Дочурку решили назвать Майей... Но судьба оказалась безжалостной и по отношению к малышке, и по отношению к её родителям. Через два года Майя сильно простудилась, а врачи оказались бессильны... Безутешным супругам понадобилось несколько лет, чтобы придти в себя, и, когда Валентина Яковлевна родила вторую дочку, у Владимира Григорьевича Кристалинского не было никаких сомнений - новорожденную назовут Майей, в память о первенце.
Родители долго скрывали от Майи тот факт, что назвали её именем старшей сестрёнки, которая внезапно умерла в двухлетнем возрасте и которую сама Майя никогда не видела...
В народе говорят, что это плохая примета и судьба такого человека будет беспокойной и непростой... Жизнь Майи Кристалинской, к сожалению, станет своего рода ещё одним подтверждением этого старинного поверья.
Первый жизненный урок Майя запомнила на всю жизнь. Было это осенью 1941-го года, когда враг стоял на подступах к Москве. Во время очередного объявления воздушной тревоги Валентина Яковлевна не повела дочку, как это всегда делала, в бомбоубежище и вместе с Майей осталась в их коммунальной комнате.
«От судьбы не уйдёшь, - сказала она. - Если уж суждено попасть под бомбу, ничего не поможет».
С тех пор Майя Кристалинская взяла за правило не роптать на судьбу, с достоинством переносить все её удары и никогда не жалеть о принятых решениях... Думаю, в этой связи можно привести вот такой интересный факт: 16 лет, в 1948 году, Майя получала паспорт. Нужно было заполнить графу «национальность» — по отцу или по матери. Она выбрала по отцу — еврейка...
Майя была очень разносторонним ребёнком. Ещё школьницей она увлеклась чтением - много времени проводила за книгами, газетами и журналами. На её маленьком письменном столике стопкой стояли словари, по которым она изучала иностранные языки. В редкие свободные минуты Майя любила вязать - это умение, доставшееся ей от соседки по коммуналке и домовитой и хозяйственной мамы, она сохранит до последних дней жизни...
А вот от отца Майя унаследовала склонность к точным наукам: с лёгкостью решала задачки по физике и математике, папины головоломки, которые Владимир Григорьевич составлял для детских печатных изданий, тоже были ей под силу...
«ПЕЛА Я, НАВЕРНОЕ, С ДЕТСТВА»
Майя была очень музыкальна, она много пела - и дома, и в школе, на уроках пения и даже рисования. Видимо, дали о себе знать гены - двоюродная сестра отца Майи, Лидия Кристалинская, была известной певицей и долгие годы служила в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича - Данченко, на постановки которого Майя так любила ходить и погружаться в удивительную атмосферу сказочного действа.
А дома она на слух подбирала песни на детской гармошке, которую ей подарил дядя - режиссёр того же московского театра Павел Гольдберг (Златогоров).
Майя Кристалинская, ученица 634 московской школы, сначала пела в хоре ЦДДЖ (Центральный Дом детей железнодорожников на улице Басманной), художественным руководителем которого был Семён Осипович Дунаевский, брат известного композитора Исаака Дунаевского.
Потом, Майя Кристалинская пела в хоре Московского Авиационного Института, в котором училась на экономическом факультете.
О своём увлечении, которое предопределило всю её дальнейшую судьбу, Майя Владимировна говорила так:
"Пела я, наверное, с детства". Ещё будучи московской школьницей участвовала в самодеятельности. Но не придавала этому увлечению серьёзного значения. Окончила экономический факультет авиационного института. Но не петь не могла: участвовала в студенческой самодеятельности, в самодеятельности ЦДРИ (Центральный дом работников искусства)".
От природы Майя была скромной, её ничуть не смущало быть одной из...
Однажды руководитель хора, в котором пела Майя, Елизавета Алексеевна Лобачёва собрала у себя дома своих учениц, предоставив им возможность спеть любимые песни соло. По признаниям современников, не каждый решался на такой смелый шаг... Майя решилась и спела "Скалинателлу" на итальянском и "Коимбру" на испанском. Все были восхищены её пением, бурно аплодировали. В этот момент требовательная наставница окончательно понялара, что в хоре Майе уже тесно, и "на прощание" расцеловала взволнованную девушку. Елизавета Алексеевна Лобачёва сказала ей такие слова:
"Вот что, Майечка. Я давно к тебе присматриваюсь, а вот сегодня поняла. Тебе не нужно петь в хоре. Иди на эстраду. Я тебя никогда не выпускала солисткой, мне казалось, что для нашего репертуара ты в солистки не годишься. Твой голос такой, что ему нужна особая песня, негромкая, от души. Здесь ты - королева. Так вот - иди. В "Первый шаг" иди, с него и начнёшь. Не получится - всегда вернёшься, всегда тебе буду рада".
НОВОСИБИРСКАЯ ИСТОРИЯ МАЙИ КРИСТАЛИНСКОЙ
В июне 1955 года Майя Кристалинская и её самая близкая подруга Валентина Котелкина получили дипломы инженеров и по направлению отправились на работу в Новосибирск, на авиационный завод. Увиденное шокировало интеллигентных девушек из Москвы. Привыкшие к метро и автобусам, широким и просторным столичным проспектам, они увидели неухоженный город, на улицах которого молодым специалистам нередко встречались экипажи на конной тяге. Да и первые профессиональные шаги им не задались. Стать плановиками в отделе кадров и перебирать бумаги Майя и Валя не согласились. Поселили подруг в настоящий «каземат»...
Окончательно девичий романтизм рассеялся, когда перед их глазами предстал большой грязный цех и не прекращающийся ни на минуту трёхэтажный мат из уст работавших здесь женщин... Подругами овладело малодушие и недолго думая они собрали свои нехитрые пожитки, поехали на вокзал и, сев в поезд до Москвы, с тяжёлыми думами отправились домой, в столицу, где благодаря усилиям начальника главка Тер-Маркаряна скандал всё же удалось замять. А через месяц «самовольно оставивших место работы» молодых специалистов приняли в отдел аэродинамики конструкторского бюро Александра Сергеевича Яковлева.
Майя Кристалинская не могла жить без песни и в обеденный перерыв устраивала концерт перед своими коллегами, вспоминая судьбоносное напутствие Елизаветы Алексеевны Лобачёвой.
В сентябре 1955 года Майя отправилась на смотрины в самодеятельный ансамбль «Первые шаги», куда её сразу же и приняли. Хор Елизаветы Лобачёвой Майе пришлось оставить.
В концертах «Первого шага», который в то время пользовался в Москве большой популярностью даже среди профессиональных музыкантов, Майя Кристалинская исполняла зарубежные песни. Услышать непрофессиональную певицу, певшую «голосом Лолиты Торрес» песни из фильма «Возраст любви», приходили даже маститые композиторы...
Кто знает, возможно, Кристалинская так и проработала бы всю жизнь в конструкторском бюро Александра Яковлева., если бы не VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший в Советском Союзе главным событием 1957-го года. В рамках подготовки к такому важному международному форуму ЦК ВЛКСМ решил создать молодёжный музыкальный коллектив и поручил это выпускнику консерватории Юрию Саульскому, который в качестве одной из солисток пригласил в коллектив Майю Кристалинскую, которая, по её же признанию, "неожиданно для себя... завоевала звание лауреата".
С новой страницей в жизни и творчестве Майи Кристалинской, дорогие читатели, мы ознакомимся в следующий раз. Следите за публикациями и помните: я вас жду на полях канала ЭТО БЫЛО! До встречи!