Как познакомить учеников не с "кабинетной" географией и провести настоящий географический практикум.
В июне ученикам в нашей школе предлагается большой выбор программ: японский язык, искусство фотографии, кулинария, архитектура и многое другое. Среди этого разнообразия мы, учителя географии, предложили четырехдневный географический практикум.
Признаюсь, были переживания, что мы не наберем детей: конкуренция ведь жуткая.
Но все же мы запустились. В среднем на программе было 8-9 учеников каждый день, максимум - 12.
У нас была осознанная и включенная аудитория, поскольку ученики выбирали практикум по своим интересам без внешнего нажима.
Моим большим педагогическим замыслом на весь этот проект было создание географического сообщества, куда войдут заинтересованные предметом школьники. С ними в будущем можно делать образовательные поездки, участвовать в конкурсах и олимпиадах, привлекать их к организации географических событий в школе. Получилось ли это сделать? Покажет время.
Саму программу мы запроектировали следующим образом:
День 1
Геоботаническая экскурсия и микроклиматические полевые исследования в ботаническом саду МГУ. Итог — составлена термическая карта участка сада.
День 2
Картографический практикум и экскурсия в метеообсерваторию МГУ; Итог — карта сквера у китайского посольства;
День 3
Геологический практикум, экспедиция в карьер недалеко от Дмитрова; Итог — небольшая коллекция горных пород;
День 4
Практика по геоурабнистике в парке на Ходынском поле. Итог — анализ функционирования разных зон в парка.
Под выбором тем нет фундаментального основания. Мы с учителями отталкивались от того, что интересно лично нам и от тех связей, которыми располагаем.
И в целом, учителя выступили больше как продюсеры этой программы, привлекая ресурсы и внешних экспертов.
Так для полевых наблюдений мы использовали оборудование из химической лаборатории, договорились о выделении автобуса для поездки на карьер, на нашей программе вели занятия ученые-географы, профессионалы в своих областях. И лично мне было чему у них поучиться.
На будущее нужно лучше информировать детей о тех трудностях, с которыми они столкнутся на полевой практикуме. Так кому-то очень тяжело далась полевая работа, особенно в карьере. Зато кто-то понял, что точно не хочет связывать свою жизнь с географией. И это тоже, как по мне, отличный результат 🙂
Продолжу рассказывать о том, как можно интересно и содержательно преподавать географию в школе. Подписывайтесь.
#География #ЛинияГоризонта #ГеографияВшколе.