Люби истину, но буд снисходителен к заблуждениям. Вольтер
Это полотно внушительных размеров - последнее произведение, написанное Рембрандтом. Не ограничиваясь известным библейским сюжетом, Рембрандт в этом жесте прощения и любви передает сокровенный смысл отдельной человеческой жизни. Лицо отца, на котором время оставило свой свет в качестве единственного следа, говорит о спокойствии и абсолютном самоотречении. Не является ли его поза совершенного доверия символическим изображением душевного состояния художника, словно, стоя на пороге смерти, он хотел примириться с самим собой? Картина была написана в последний год жизни, когда звезда Рембрандта померкла и он жил в бедности, обратившись к духовной жизни. Его сын Титус умер несколькими годами раньше.
Господи, но где же он бродил?! Блудный сын с бритым черепом раба или каторжника, с босыми ногами. Вернулся тот, кто ушел на чужбину, чтобы промотать часть своего наследства, кто "пошел в дальнюю сторону" и там "расточил имение свое, живя распутно". Сейчас он расскажет, что пас свиней, что много раз был готов съесть предназначавшуюся для них пищу, так велика была его нужда. Вернувшись, он боялся, что будет отвергнут, осмеян, осыпан упреками. Его брат и другие домочадцы, которых можно заметить в тени, были готовы так и поступить. Но отец отреагировал первым. Он поймал счастье: именно он устремился навстречу сыну, не решающемуся приблизиться, и он, как говорится в Евангелии, "пал ему на шею и целовал его". Исключительный момент, а также исключительный урок любви и понимания: "Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Их объятие освещено золотистым светом. Сын закрывает глаза, как ребенок, которым он был и которым еще чувствует себя, когда прижимается к отцу, тому отцу, непомерность любви которого он внезапно осознает. Как это дивно и как это значительно!