Найти в Дзене

Из толкования святого Кирилла Александрийского, епископа, на Евангелие от святого Иоанна

Из толкования святого Кирилла Александрийского, епископа, на Евангелие от святого Иоанна (книга 10, 2)

Я - виноградная Лоза, а вы - ветви

Господь сказал о Себе, что Он - виноградная Лоза. Говоря сие, желал показать нам, что нам надлежит пребывать в любви Его и что сие есть великое для нас благо. С ветвями Господь сравнивает тех, кто единится с Ним, и как бы привит к Нему и в Нём утверждён, и уже соделался причастником Его природы Духом Святым, данным нам. Ибо это Дух Святой соединяет нас с Ним.

Приступающие к виноградной Лозе творят сие деянием воли, в силу принятого ими решения, но Он дарует нам Себя даянием любви Своей, в нас пребывающей. Благодаря решению благому, мы верою приближаемся ко Христу, но породняемся с Ним лишь благодаря тому, что в Нём обретаем достоинство избранных сынов Божиих. По слову святого Павла, единящийся с Господом, есть единый с Ним дух. В другом месте пророк именует Христа основанием и основою. Ибо на Нём мы созидаемся и оттого именуемся камнями живыми и духовными, дабы нам быть святым священством и святынею Божией в Духе. И никак иначе нам не возмочь устрояться в сию святыню, как тогда лишь, когда Христос полагается в основание нам. Именно в этом смысле Христос говорит о Себе, что Он есть виноградная Лоза и Тот, Кто сообщает жизнь ветвям и их животворит.

Итак, мы возрождены Им и в Нём Духом Святым, дабы нам приносить плоды жизни, не прежней и ветшающей, но обновлённой верою и любовью к Нему. Сохраняем же мы жизнь тогда, когда бываем привиты ко Господу, когда всеми силами соблюдаем заповеди Его, и стараемся сохранить дарованное нам достоинство, то есть, творим все, чтобы ничем не огорчить обитающего в нас Духа Святого, Которым, как ведомо нам, Бог в нас обитает.

О том же, каким образом мы пребываем во Христе, и Он в нас, мудро свидетельствует нам святой Иоанн: "Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего".

Подобно тому, как корень отдаёт винным побегам принадлежащее ему от природы, так и Слово Божие, Единородный Сын Бога и Отца, прививает святым как бы сродство природе Своей, посылает Духа Своего особенно тем, кто соединяется с Ним верою и многообразной святостью, животворит в них чувство любви и побуждает их к добродетели и благости.