Найти тему
Русский Колоколъ

Молодежь оставляет города - как поменялся портрет покупателей загородной недвижимости

MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS
MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS

Как отмечают специалисты, спрос на загородные дома в Подмосковье в январе-апреле 2024 года за год вырос на 30%. И если раньше загородные дома в качестве дач приобретали люди 35–45 лет, то теперь 20-35 лет - для переезда из города.

Вячеслав ОСИПОВ

Новая экономика – новые покупатели

Такая ситуация, по мнению экспертов сложилась благодаря льготным ипотечным программам и привыканию покупателей к новым экономическим условиям.

Если прежде основными покупателями загородных домов были представители старшего поколения, которые рассматривали приобретение "домика в деревне" в качестве места для временного отдыха от городской суеты и с перспективой на пенсию, то теперь иначе. Теперь за город преимущественно на постоянное место жительства рвется все более молодое поколение. Причем - активное, ориентированное на формирование сообществ и социальных связей в загородных поселках. Доля таких покупателей в возрасте 21-38 лет уже составляет более половины от общего числа сделок, в то время как два-три года назад их было всего 5%.

Удаленность от столицы сегодня в принципе не рассматривается молодежью в качестве препятствия для переселения. Как правило, это фрилансеры из IT-сферы, SMMщики, представители иных, схожих по занятости, сфер, а также предприниматели. К тому же, с вводом в эксплуатацию МЦД, значительно улучшилась ситуация с транспортным обеспечением, что позволяет "подмосквичам" даже ездить на работу ежедневно.

И дом поменьше, и земля не для огорода

Что касается приоритетов в отношении приобретаемых домов, то теперь покупатели меньше обращают внимание на площадь жилья. Еще год назад популярными были дома площадью более 200 квадратных метров, сейчас – 150-170, в крайнем случае 65-75 квадратных метров и желательно эргономичные, одноуровневые дома с большой площадью остекления. Важный момент – недострой, или дома в процессе ремонта вообще не рассматриваются в качестве покупок. Эта публика предпочитает получить готовый продукт в праздничной упаковке.

Тоже самое можно сказать и о площади приобретаемых земельных участков. Сегодня по сравнению с 2021 годом, размер территории под приобретаемым домовладением снизился с 15 до 6 соток. Этого хватит, чтобы сделать газон и поставить на него бассейн.

Все это говорит и о снижении бюджетов на приобретение загородного жилья для постоянного проживания. А раз так, то за этим потянулись и предложения.

В настоящее время на первичном рынке коттедж в Подмосковье в среднем стоит 26,2 млн руб., что ниже на 5%, чем в прошлом году.

Продавцы, потеряв в объеме, компенсируют потери массовостью приобретения жилья, к чему привели субсидии и бюджетные вливания. В результате средний чек покупки сегодня составляет 10 млн рублей против 15 млн рублей в 2023 году, что объясняет популярность домов и участков меньшей площади на недвижимость, удаленную от МКААД более чем на 20 километров.

Кто сегодня покупает загородное жилье

В основном это семьи с одним или двумя детьми 3-6 лет с льготной ипотекой, у 54% которых есть домашнее животное.

Доход на одного члена семьи составляет 100–150 тыс. руб. (31,88%), более 150 тыс. руб. (34,49%).

Возраст покупателей в основном 35–44 года (45,31%), 45–54 (26,9%), 25–34 (12,75%), 55–64 (10,36%).