Найти в Дзене
Тульская служба новостей

Врач-оториноларинголог и логопед рассказали, чем могут быть опасны современные игрушки

Оглавление
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

В РФ хотят обязать производителей и дистрибьюторов маркировать игры и игрушки, разделив их на категории 0, 6, 12 и 16 +. Законопроект об этом подготовила первый зампред Комитета Думы по защите семьи Татьяна Буцкая, сообщает «Парламентская газета». По словам авторов инициативы, далеко не все игрушки в магазинах безопасны для психики детей, поэтому информацию о них необходимо отражать на коробках. Тульская служба новостей поговорила с врачом-оториноларингологом и логопедом, которые объяснили, чем могут навредить современные игрушки.

Почему стоит маркировать игрушки

Специалисты в один голос заявляют, что подобное нововведение необходимо, так как то, что продается на прилавках, небезопасно. Здесь, по словам экспертов, существует два важных аспекта.

Первый – это насколько игрушка физически безопасна для ребёнка. Популярный пример – маленькие дети могут проглотить детали конструктора, мозаики, разобрать и попробовать на зуб батарейки из электронной игрушки. В таком случае очень важно качество материала, из которого сделана игрушка. Покупая ее, взрослый должен помнить, что ребёнок будет проводить с ней много времени. А это значит, что резкий, токсичный запах или краска, которая остается на руках малыша, неприемлемы.

Второй не менее важный аспект, о котором говорят специалисты, это психологическая безопасность ребёнка.

Пока в нашей стране маркируют только кино и книги: почему не стоит покупать игрушки не по возрасту

Врач-оториноларинголог Татьяна Фельдбуш приводит статистику американской организации «Мир против игрушек, приносящих вред», где говорится, что каждые три минуты в больницу поступает ребенок из-за некачественной или неверно подобранной игрушки. Они становятся причиной отравления, аллергической реакции, удушья, резанных и колотых ран.

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Одними из самых травмоопасных считаются: детское оружие (пневматические пистолеты с пульками, кинжалы), игрушки с пропеллерами, дартс с острыми наконечниками.

«Причиной беды могут стать антистресс-игрушки с открытыми магнитами, типа куба из магнитных шаров и конструктор с закрытыми магнитами в глубине крупных деталей. Если ребенок проглотит один магнит — это не опасно, инородное тело выйдет с калом. Но если в организм попадут хотя бы два магнита, они могут прилипнуть друг к другу, зажав между собой петли кишечника. Кишечной непроходимости и перитонита не миновать», — говорит главный врач детской поликлиники АЛЬФСКРИН, врач-оториноларинголог Татьяна Фельдбуш.

Врач советует укреплять скотчем каждую деталь магнитного конструктора и регулярно проверять целостность деталей. Если обнаружили расколотую деталь без магнита, определить проглотил ли ребенок магнит быстро и просто можно с помощью обычного компаса. При наведении на магнит стрелка будет реагировать и отклоняться.

Еще одно опасно изобретение для детей – это гидрогелевые шарики, которые родители часто используют для сенсорных занятий. По словам Фельдбуш, при проглатывании шарики увеличиваются в десятки раз и могут вызвать желудочную и кишечную непроходимость. Они не видны на рентгене, что затрудняет постановку диагноза.

Также, по мнению врача, не менее опасны игрушки на плоских батарейках — таблетках.

«Они могут нанести вред даже будучи разряженными. При проглатывании за несколько часов такая батарейка способна изъязвить слизистую пищевода, желудка или кишечника до перфорации (дырки) и вызвать перитонит», — говорит оториноларинголог.

Здесь медик рекомендует убедиться, что батарейки спрятаны в игрушке не под обычной защелкой, а закручены винтом. Это минимизирует риск.

Даже безопасные на вид игрушки тоже могут нанести вред при использовании не по возрасту. Так, медик приводит в пример фигурки животных с маркировкой «3+» не стоит давать детям меньшего возраста.

«Малыши тянут их в рот, а игрушка для этого не предназначена. Краска может быть токсична. Резиновые игрушки легко раскусываются. Есть риск подавиться. Все описанные выше ситуации требуют медицинского вмешательства. Нужно вызвать скорую помощь или самостоятельно обратиться в приемный покой детской больницы», — объясняет врач.

Как же выбрать безопасную игрушку: советы медика

По словам медикам, качественные и безопасные игрушки должны строго соответствовать возрасту ребенка, а покупать их следует в специализированных магазинах.

Во второю очередь следует обращать внимание и выбирать товары известных фирм спокойных цветов, с отсутствием резкого запаха и громких неприятных звуков, с прочным креплением деталей. Крышка над батарейками, повторяет специалист, должна быть прикручена винтом.

«Проверить безопасность игрушек можно на сайте Роспотребнадзора. Правда, список товаров, не прошедших проверку, не сопровождается фото и неудобен. Европейская комиссия по безопасности еженедельно публикует вредоносные товары. В списках не только игрушки, но и предметы детской мебели, посуда и другие вещи», — комментировала специалист.

Хаги-ваги, спиннер и кукла-вампир: опасны ли такие игрушки для психики ребенка

Как объясняет учитель-логопед Наталья Афонина, дошкольное детство — это классический период игры, в ней ребенок растёт и развивается. Именно поэтому взрослым важно понимать, во что и как играют дети.

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей
«Посмотрите, во что играет современные дети. Хаги-ваги, монстроподобные персонажи мультфильмов, куклы с неестественными пропорциями лица и тела не удивляют уже никого.
«Почему твоя кукла такая бледная», — спрашиваю я девочку пяти лет.
«Она вампир, Наталья Юрьевна!»
Но вот и поговорили. И если с физической безопасностью всё более или менее понятно, то о том, наносит ли игрушка психологически вред ребёнку, судить достаточно сложно», — говорит Наталья Афонина.

Педагог считает, если дошкольник счастлив, когда кормит, укладывает спать или водит на прогулку фиолетового монстра, то он — атрибут детской игры. Многие подумают, что это сомнительно с точки зрения эстетики, но оно имеет право быть. Логопед приводит в пример Чебурашку, который тоже достаточно неординарный персонаж: «странная игрушка безымянная».

Логопед рекомендует взрослым обращать внимание не на саму игрушку, а на то, как ребенок взаимодействует с предметом.

«Игрушка была и будет оставаться только атрибутом, само содержание детской игры зависит не от неё. Взрослые определяют отношение ребёнка к окружающему миру, способ его взаимодействия с ним. Когда окружение ребёнка благополучно, можно почистить и острые зубки Хаги-Ваги, а потом сказать: «Смотри, его длинные, длинные руки так хорошо обнимают! Хаги-Ваги настоящий друг». Безусловно, очень заманчиво переложить всю ответственность на игрушку — списать момент детской агрессии, когда ребёнок начинает кусать товарища по игре, на того же Хаги-Ваги. Купили неудачный образец, зубастый, клыкастый, вот малыш и начал себя так вести. Вот только будет ли это правдой?», — говорит логопед.

Как объясняет педагог, нестандартные игрушки только внешне могут отталкивать взрослых людей, но детям они не нанесут вреда, так как они не затрагивают его психику на глубинном уровне.

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей
«Такие игрушки либо изначально не вызывают интерес, либо быстро забываются. Принёс дошкольник очередного монстра из компьютерной игры. Показал товарищам. Одному, второму, третьему... И всё. Уже в конце дня эта игрушка оказывается забыта. Она не может быть членом семьи, её не посадишь в автобус в качестве пассажира, не отправишь в космос. Её не запеленаешь, не сошьёшь ей рубашку. Она просто пылится в шкафу, потому что момент «Хочу!» прошёл. Ребёнок получил то, что хотел: похвастался приобретением, а что делать с ней дальше, он просто не знает», — считает Наталья Афонина.

Педагог приводит в пример еще одну яркую игрушку, которая несколько лет назад заняла детские умы — это спиннер. Тогда взрослые разделились на два лагеря. Одни говорили, что это чрезвычайно опасно: дети перестали играть в другие игры, они проводят бесконечно много времени, раскручивая спиннер. Также по словам логопеда, были такие, кто опасался монотонности и гипнотического воздействия спиннера. Другие говорили, что это полезно: развивают мелкую моторику, координацию, ловкость, успокаивает нервную систему.

«Когда меня попросили высказать своё мнение и оценить спиннер, как игрушку, я сказала буквально следующее: это ненадолго, ажиотаж пройдёт. Я думаю, что в конечном итоге спиннер останется в коррекционных кабинетах, как су-джок, массажные мячи и волчки, развивающие мелкую моторику. Так и получились. Спиннер больше не интересен дошкольникам, но живёт на полке в моём шкафу. Время от времени мы достаем эту игрушку и используем её для развития мелкой моторики. Что касается игрушек, которые хотят маркировать, как изображающие несчастный случай, катастрофу или какое-то заболевание, мне таких просто не встречалось», — говорит логопед.

Как правильно выбрать игрушку: советы

Логопед Наталья Афонина подчеркивает, что дело не в игрушке. Наши дети вырастут замечательными, честными, добрыми, ответственными и заботливыми, если их будут окружать такие же взрослые. А в выборе игрушек, важно их не коллекционировать и гнаться за детским «Хочу!», а покупать действительно полезные, которые не вызывают эмоционального отторжения.

«Помните: вы прививаете ребёнку эстетический вкус. И если для вас приемлем зеленый медведь, ну что ж, так тому и быть. В конце концов, все мы разные. А еще обратите внимание, как именно дошкольник будет играть со своим новым другом. Для нас, взрослых, это хорошая возможность посмотреть на самих себя со стороны», — напомнила педагог.