Ну кто же у нас не знает эти, вошедшие в историю страны, строки!
Песня Владимира Захарова на стихи Михаила Исаковского «И кто его знает» помнилась мне с самого детства, как и другие песни композитора – «Дайте в руки мне гармонь» («Провожание»), «Вдоль деревни», «Белым снегом», «На коне вороном», «Так будьте здоровы» – они просто светились в памяти, как лучики солнца.
Что же до сих пор притягивает меня и миллионы слушателей к заветным песням нашего детства?
Это – как сказка о потерянной русской счастливой сторонке - где нет лжи и выгоды, где искрится и играет народная веселая и цветущая душа, где живут добрые, красивые и умные люди – наши с вами дедушки и бабушки, наши родители.
Они - молодые и здоровые, полные сил - строят заводы, города, пашут землю, растят детей, создают великое искусство. Они верят, что труд и талант приводят к успеху и достатку, что дети выучатся и найдут свою счастливую дорогу, что великая наша Родина – будет крепнуть, и обязательно будет мир во всем мире!
Шлях в полвека
Советский композитор-народник Владимир Григорьевич Захаров, которого я по праву считаю своим земляком, родился в 1901 г. на руднике Богодухово, рядом с Юзовкой (сейчас - окраина Донецка). Отец его был горным мастером на шахте. Место это – Богодуховская балка - относилось к Войску Донскому, здесь все - белёные хаты, луга, столетние дубы и вязы - было буквально пропитано казачьими, южнорусскими и малороссийскими песнями. Именно здесь проходил легендарный Чумацкий шлях, сюда съезжались для работы на шахтах вчерашние крестьяне из южнорусских губерний, Донской земли.
Представьте на минутку: звенит жаркая степь, солнце в зените, воздух плавится над шляхом, извивающимся по поросшей дерезой балке… Не спеша идут волы, не спеша едут брички, не спеша, томно, с душой, возницы поют: «Ой, там шли – прошли с Дону служивые…» Маленький мальчик, глядя в небо, вслушивается в старинное многоголосие, мечтает - о чем-то далеком… По воспоминаниям, с малых лет Володя Захаров буквально тянулся к музыке: обожал слушать народные песни, сам выучился играть на балалайке и скрипке. Скорее всего освоил бы и гармонь, да вот не было ее под рукой – стоила она ощутимо дороже!
В 1912 г. Володю отправили на учебу в Таганрог, в старейшую Александровскую гимназию города (кстати, ее выпускники - писатель А. Чехов, пианист и композитор, впоследствии профессор Ленинградской консерватории С. Майкапар, младший брат композитора П. Чайковского Ипполит). Параллельно в музыкальной школе Таганрога Владимир изучал фортепиано и композицию, пел в хоре, играл на балалайке в оркестре народных инструментов под управлением известного балалаечника В. Хватова – автора многих сочинений для балалайки, впоследствии народного артиста РСФСР, руководителя оркестра хора им. Пятницкого.
Тогда и были заложены основы будущего творчества композитора Захарова – подлинно народный мелодизм, сочетание многоголосного хорового пения и уникального звучания народного оркестра!
Так случилось, что великий русский композитор Сергей Рахманинов побывал в те годы в Таганроге проездом. Юному музыканту Захарову удалось встретиться с Рахманиновым и сыграть перед ним его прелюдию. Рахманинов посоветовал Володе «…Серьезно овладеть музыкальной культурой, как следует изучить теорию и композицию» ... И в 1922-27 г. г. Захаров продолжил учебу в Ростове, в Донской консерватории, по классу композиции, параллельно преподавая в музыкальном техникуме. Затем был призван в ряды Красной армии, после чего переехал в Москву, где работал дирижером и муз. редактором на Московском радио (1930-33).
Начался самый плодотворный период в творчестве В. Захарова: он стал сотрудничать со знаменитым русским народным хором им. Пятницкого.
В феврале 1932 г. тогдашний руководитель хора Петр Казьмин (племянник М. Е. Пятницкого, фольклорист-филолог), пригласил Захарова стать его музыкальным руководителем, так как собрание артистов хора выбрало его единогласно!
Более 20 лет, до самой своей ранней кончины в 1956 г., В. Захаров руководил хором им. Пятницкого. Его авторские песни на ст. М. Исаковского, А. Твардовского, обработки народных песен и наигрышей, музыкально - хореографические композиции, концертные программы, грампластинки - стали визитной карточкой хора, обрели всесоюзную, а после войны – и международную известность.
И кто его знает
По воспоминаниям, Владимир Григорьевич очень серьезно относился к созданию песен – писал он немного, всего 3-4 песни в год, и говорил –пусть будет меньше, да зато лучше!
Создание песни «И кто его знает» примечательно в этом смысле.
В 1938 г. поэт М. Исаковский прислал вариант текста песни Захарову с пожеланиями:
«…Хотелось, чтобы песня не была скороговоркой… чтобы музыка ее была плавной, замедленной.
Припев должен быть каким-то лукавым, что ли…
Это потому, что девушка знает, почему парень «моргает», но из скромности или лукавства делает вид, что она не понимает, в чем дело…
Было бы желательно, чтобы припев в различных куплетах произносился по-разному, с различными оттенками в голосе…
Это относится больше уже к самому исполнению, а не к музыке…»
Когда мы с единомышленниками уже в 1990-е годы начали работать над возрождением этой, к тому времени уже подзабытой, песни, то специально не слушали ставшее классическим исполнение, чтобы вольно или невольно не повторяться. Песня вошла в CD - альбом «Подари мне платок».
А о пожеланиях поэта Исаковского композитору Захарову и будущим исполнителям, я, к стыду своему, узнала только при подготовке этой статьи. Тем более удивительно, что примерно такой я и хотела видеть свою версию, свою интерпретацию «И кто его знает».
Я стремилась (это исходит из немудреного сюжета песни) все припевы спеть с различными интонациями. Да не спеть, а скорее - прожить вместе с героиней песни – простой сельской девушкой. Вообще классическое исполнение – немного музейное, застывшее, что ли. И моя задача - ставшие классикой ноты оживить, говоря современным языком – анимировать!
И еще про уникальный способ работы композитора, обеспечивший высочайшую художественную ценность его сочинений: «под рукой» у него были артисты хора Пятницкого - вчерашние народные, «деревенские» певцы, носители настоящего фольклора. Предлагая им свои новые песни, он на них, как на прави́ле, проверял свои мелодии. В результате В. Захаров вместе с певцами хора добивался естественного, «природного» распева простых, искренних стихов М. Исаковского, развивая и продолжая русскую народно-песенную традицию.
Это подтверждает первая исполнительница песни «И кто его знает», солистка хора, нар. арт. РСФСР Александра Прокошина:
«…Помню, как Захаров пригласил нас с Клодниной и Казьминым и показал первый вариант песни. Стали мы учить и нам не очень понравилось…Хотелось какие-то более привычные нам, народные интонации… Мы высказали свое мнение Владимиру Григорьевичу. Он молча закрыл ноты и молча ушел в свой кабинет. Через 2 часа он снова нас зовет. Переделал. Снова пытаемся мы разучить эту песню. И снова нам не очень нравится – лучше, но чего-то не хватает… Вот, говорим Владимир Григорьевич, опять нам не нравится – обидно – текст такой замечательный! Тут уж он рассердился, хлопнул дверью и ушел!
И только глубокой ночью, в 2 часа, разбудил нас - и это уже был тот самый, самый лучший, ставший затем всемирно известным, вариант!»
Вот именно это исполнение: «И кто его знает», солистки – Александра Прокошина и Валентина Клоднина. Хор им. Пятницкого,1943 г., фрагмент знаменитого «Концерта фронту № 2», запись в павильоне «Мосфильма» (в Концерте фронту № 1, в 1941 г., эту же песню спела Л. Русланова).
Шли годы
В конце 1980 - 90-х, а уж тем более в 2000-х годах, стараниями вражеских СМИ забылись не только песни В. Захарова, но почти забылись - подлинная история и культура нашей Родины, наши герои.
Да что там культура! Тогда «забывались» - целые отрасли и города…
Сработала тактика подмены: с экранов и из утюгов в народ хлынул поток сиротских, дворовых, тюремных, ресторанных песен (остроумно названных «шансон», «поп-музыка»).
А музыканты–народники – певцы, баянисты, балалаечники - или уходили в «челноки» торговать на рынке, или вынуждены были мимикрировать или иммигрировать - играли по ресторанам хиты «Битлз» на домрах, пели народными голосами песни Пугачевой, жонглировали инструментами, неуклюже приплясывали, пародировали русский фольклор.
Слово «ретро» еще на было широко известно, не было в моде.
Как получилось, что я обратилась к песням советских композиторов в «народном стиле»?
Почему мы выбрали именно ранние песни, в том числе В. Захарова?
Занимаясь собирательством и исполнением настоящих народных песен, мы выискивали и находили в «тоннах» фольклорных записей искры высокого искусства, подлинного таланта.
Находили, бережно развивали их, давали им новую жизнь - в концертных и ТВ-программах, фондовых аудиозаписях, видеоклипах.
Такие же искры – искры русского характера - содержатся в лучших песнях в «народном стиле» композиторов раннего СССР.
И я считала своей задачей не дать этим искрам затухнуть, умереть.
Еще - мне очень хотелось отдать последний поклон моим родителям – ведь именно эти песни они любили, это были песни их молодости.
Среди них - песни композиторов-народников Е. Родыгина, А. Аверкина, Г. Пономаренко, О. Гришина, др.
Но основателем этого направления - русской советской массовой песни (или советской песни «в народном стиле») - стал В. Захаров, еще в 1930-е годы написавший «Прокати нас, Петруша, на тракторе» и «Вдоль деревни».
А песня «И кто его знает» В. Захарова на ст. М. Исаковского была, пожалуй, самой любимой.
Владимир Григорьевич Захаров - выходец из шахтерской породы Донбасса, сердцем впитал родное южнорусское многоголосие и всей жизнью своей воплотил его в целый пласт русской культуры, советской музыки.
Его песни снова «ушли в народ» - известно, что они неоднократно записывались фольклористами в отдаленных селах, как народные!
Не зря на памятнике Захарову, на Новодевичьем кладбище, высечены слова:
«Я любил свой народ, я служил ему».
За свой талант и многолетний труд Владимир Захаров получил все возможные в СССР звания и награды – он по достоинству был награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, почетными званиями «Заслуженный артист РСФСР» (1936), «Народный артист СССР» (1944). Являлся трижды Лауреатом Сталинских премий (1942, 1946, 1952), с 1948 года — секретарем и членом правления Союза Композиторов СССР.
Интересно, но до сих пор ни одно музыкальное учебное заведение Ростовской области, где В. Г. Захаров учился и работал в 20-е годы, не названо его именем.
Почему?
И кто его знает…
Редакция Ив. Иванова