Найти в Дзене

Логистика ломает углю экспортные цены

Доля расходов на железнодорожную доставку по итогам II квартала выросла до 40% Российским экспортерам угля все труднее платить за логистику, говорится в апрельском отчете Центра ценовых индексов (ЦЦИ), сообщает «Коммерсантъ». История вопроса: Во II квартале операторы перешли к сезонному росту тарифов на перевозку строительных грузов и сохранили ставки на полувагоны под перевозку угля, которые действовали в первом квартале. В пользу этого решения сыграло падение цен на российский энергетический уголь на мировых рынках, а также слабые показатели погрузки угля на экспорт, отмечают аналитики ЦЦИ. Согласно расчетам ЦЦИ, в середине апреля доля затрат на логистику, включая тариф ОАО «РЖД» и стоимость предоставления вагона, в величине котировки кузбасского энергетического угля 6000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток превысила 50%. В ноябре показатель составлял 40%. При сохранении негативной ценовой конъюнктуры на рынке угля экспортерам придется искать способы оптимизации логистических затрат

Доля расходов на железнодорожную доставку по итогам II квартала выросла до 40%

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Российским экспортерам угля все труднее платить за логистику, говорится в апрельском отчете Центра ценовых индексов (ЦЦИ), сообщает «Коммерсантъ».

История вопроса:

Во II квартале операторы перешли к сезонному росту тарифов на перевозку строительных грузов и сохранили ставки на полувагоны под перевозку угля, которые действовали в первом квартале. В пользу этого решения сыграло падение цен на российский энергетический уголь на мировых рынках, а также слабые показатели погрузки угля на экспорт, отмечают аналитики ЦЦИ.

Согласно расчетам ЦЦИ, в середине апреля доля затрат на логистику, включая тариф ОАО «РЖД» и стоимость предоставления вагона, в величине котировки кузбасского энергетического угля 6000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток превысила 50%. В ноябре показатель составлял 40%.

При сохранении негативной ценовой конъюнктуры на рынке угля экспортерам придется искать способы оптимизации логистических затрат.

Источник «Ъ» в отрасли оценивает долю затрат на железнодорожную логистику в цене энергетического угля на базисе FOB во втором квартале в «более 40%», отмечая «тенденцию к росту». Сохранение динамики неизбежно приведет к пересмотру производственных программ и снижению объемов добычи, считает он.

При текущей цене угля на FOB в $90 за тонну себестоимость находится на уровне $25–30, перевалка – $20, предоставление вагонов и железнодорожный тариф – до $50. По словам источника издания, чистая маржа экспортера получается минус $5 за тонну. Компании продолжают поставки, чтобы выполнять контракты и не уходить с Дальнего Востока.

В ноябре прошлого года доля логистических расходов на рынке коксующегося угля (тариф, аренда вагонов и перевалка) в цене FOB угля, доставленного из Кузбасса на Дальний Восток, составляла в среднем 46%.

Сегодня цены на коксующийся уголь в мире «стремительно снижаются, и международные аналитические агентства ожидают сохранения тренда в ближайшие годы». Так, значение одного из наиболее релевантных для российского коксующегося угля ценовых индексов Semi-Soft CFR China с ноября 2023 года на сегодня упало почти на 15%.

Добывающие коксующие угли компании только надеются на отмену или приостановку действия экспортной пошлины в 4-7% в зависимости от курса рубля вслед за энергетическим углем.

– В противном случае отрицательный финансовый результат в апреле-мае покажут даже самые стабильные компании. Насколько это отразится на внутреннем рынке, ценах на продукцию сталелитейной отрасли, для которой коксующийся уголь является важнейшим видом сырья, нетрудно спрогнозировать, – предупреждает источник «Ъ».

В конце апреля правительство сообщило об отмене пошлины на вывоз энергетического угля и антрацита с 1 мая по 31 августа для поддержки отрасли.

«РЖД», по словам Сергея Гришунина из НРА, будет «продавливать перевозку угля в открытых контейнерах, которые за счет скорости транспортировки иногда обходятся дешевле традиционных полувагонов». Но таких контейнеров немного, и в случае задержки поезда – например, из-за пробок в портах – стоимость перевозки серьезно возрастает.

Более вероятным сценарием этот эксперт считает продолжение снижения экспортных отгрузок, что приведет к профициту полувагонов и снижению ставок. По данным Kpler, по итогам I квартала экспорт угля по морю снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн.

Напомним, для отмены экспортной пошлины на уголь не нужно изменение закона, достаточно постановления правительства, которое может выйти непосредственно накануне изменений. LR