Простая и короткая «инструкция» о том, как правильно выбрать имя для будущего «князя» …
1. Не называйте ребёнка именем живого отца или деда
В Древней Руси считалось, что при таком повторе имени дух покидает живого предка и переходит к наследнику, ставшему его тёзкой. Выберите имя подходящего умершего предка.
Из этого правила есть исключение. Можно, а иногда желательно, назвать ребёнка именем живого дяди, то есть вашего брата или брата его матери. Они назывались в Древней Руси «стрый» (брат отца) и «уй» (брат матери). Это отличный способ наладить хорошие отношения ребенка с дядей в будущем. Ведь именно он, по правилам древнего родового мира, должен будет взять ваших детей под опеку, если вы умрёте …
2. Нельзя называть сына своим именем
Если вас зовут Владимир (Володимир), то сыну такое имя дать уже нельзя. Никаких Владимиров Владимировичей среди князей домонгольской Руси, как правило, не было. Такое сочетание имени и отчества означало бы только одно: ваш сын родился, когда вас уже не было на свете.
Однако часть собственного имени использовать можно. В случае с Володимиром это части «Волод» и «Мир», то есть сына можно назвать Всеволодом или Мирославом. Правда, династического имени Мирослав на Руси не было, а значит, наречённый им князь вряд ли мог претендовать на стол...
3. Можно использовать экзотические имена. Например, те скандинавские имена, которых нет в русском именослове
Некоторые скандинавские святые когда-то почитались и на Руси, например, Святой Олав. Есть свидетельства, что ему была посвящена церковь в Новгороде. Там же почитались его иконы. В древнем тексте Молитвы ко Пресвятой Троице (XII век) Олав упоминается наряду с другими скандинавским святыми — Канутом (датчанин Кнут Святой) и Магнушем (Святой Магнус Оркнейский).
Строго говоря, вы можете окрестить ребенка таким именем даже и в современной православной церкви. Достаточно указать священнику на соответствующий текст домонгольского времени и объяснить, что эти имена присутствовали в литургических текстах той поры. Хотя, конечно, это довольно экзотические святые и из пантеона святых средневековой Руси после XII века они исчезли…
4. Но с иностранными именами нужно быть осторожнее
Иностранные имена, которые были не приняты в том или ином роду или семье, часто указывали, например, на внебрачное происхождение ребенка. В Скандинавии некоторые христианские имена пользовались особой популярностью, потому что их можно было давать бастарду. Это не значит, что русский князь с иностранным именем не мог унаследовать престол. Но была вероятность, что окружающие воспримут это с непониманием или даже враждебностью.
Известен такой пример из скандинавской истории. В начале XI века Олав Шведский, отец Ингигерд, которая стала женой Ярослава Мудрого, назвал своего законного сына Якобом, поскольку тот родился в день апостола Иакова. Имя это не было скандинавским, но Олав относительно недавно крестился и, как всякий неофит, стремился соблюдать порядки христианского имянаречения.
Но когда Якоб, сын Олава, должен был сменить своего отца на шведском престоле, жители страны сказали ему, что такое имя не подходит для короля. Ведь в Швеции никогда не было правителя с таким именем. Его избрали конунгом на тинге (народном суде), но нарекли династическим именем Анунд (Энунд). В результате у короля шведов появилось двойное имя Анунд-Якоб (Энунд-Якоб). А это само по себе не характерно для Швеции той поры …
5. Любое имя что-то значит
В Средневековом мире по имени считывалось очень многое. Это что-то вроде чипа, содержащего всю необходимую информацию. Такая метафора уместна, если речь идет об имени династическом. То есть, у каждого имени есть подтекст, свои устойчивые культурные ассоциации.
Так, имя Изяслав в княжеской династии домонгольской поры часто давали второму сыну в семье. Далеко не все старшие сыновья выживали, поэтому, второй сын — это всегда исключительно важная фигура в княжеской семье, почти наследник. Таким образом, выбирая сыну династическое имя Изяслав, вы в известной степени программируете, задаёте его судьбу…
6. Загляните в церковный календарь
У князя есть династическое имя, языческое по происхождению, и есть имя христианское, крестильное. У каждого — свой ареал употребления. В церкви князь не мог сказать: «Исповедуется раб Божий Изяслав». Имени Изяслав нет в церковном календаре. У христианского имени — свои правила выбора.
Во-первых, ребёнку можно дать своё собственное крестильное имя или крестильное имя его живого деда. Но с нехристианскими именами, как отмечалось чуть ранее, не рекомендуется.
Кроме того, крестильное имя можно выбирать по дню рождения. Допустим, сын родился 26 октября, в день памяти Святого Дмитрия Солунского. Тогда уместно будет наречь его Дмитрием.
Также можно отсчитать по церковному календарю восемь дней вперед со дня рождения. Этот способ приобрёл особенную популярность в XIV–XVI веках. Связан он с евангельским рассказом о том, что Христос был обрезан на восьмой день. Так, если ваш мальчик родился 26 октября и вы по каким-то причинам не хотите назвать его Дмитрием, то можно наречь его Акепсимом, Аттиком или, скажем, Истукарием, поскольку память этих святых отмечается на восьмой день после Святого Дмитрия Солунского. При этом имя для девочки можно выбрать, отсчитав и восемь дней назад по месяцеслову. Правила для девочек были менее жёсткими.
Ещё один способ — отсчитать не 8, а 40 дней вперёд. Но стоит иметь в виду, что с церковным календарем князья сверялись лишь после того, как были учтены все родовые правила, привычки и обычаи.
7. Не называйте ребёнка именами мучеников и людей трудной судьбы
Вера в то, что имя — это знак, который предопределяет судьбу младенца, в известной степени сохраняется и по сей день. Даже в XIX веке этнографы фиксировали, что русские крестьяне не очень-то любили называть детей именами мучеников и стремились всучить деньги священнику, дабы он крестил в честь какого-нибудь исповедника, умершего своей смертью, явно опасаясь, что в противном случае жизнь ребенка будет обречена на мучения.
Если же вы выбрали для ребенка христианское имя, то не поленитесь изучить на всякий случай житие соответствующего святого. Ну и постарайтесь подобрать «патрона» с благополучной судьбой …
Источники и полезная литература:
1. Веселовский, С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М.: Наука, 1974.
2. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Династический мир домонгольской Руси. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2020.
3. Суперанская, А. В. Словарь русских имён. — М.: Эксмо, 2005.
4. Тупиков, Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имён. — М.: Русский путь, 2004.
5. Угрюмов, А. А. Русские имена. — 2-е изд., испр. и доп. — Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1970.
6. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. М., 2002.
7. Успенский Ф. Б. Именослов: историческая семантика имени. М., 2007