Из труда Дидима Александрийского О Святой Троице (книга 2, 12)
Дух Святой возрождает нас во крещении
Дух Святой, с Отцом и Сыном Бог Единый, вместе с Ними возрождает нас во крещении и возвращает нам первозданную красоту, бывшую обезображенной. Исполняет нас благодатью Своею столь совершенно, что не можем мы уже жаждать того, чего жаждать не следует, призывает нас от греха и смерти, и соделывает людьми духовными восставших от праха земного, соделывает их причастниками славы Божией, сынами и наследниками Богу и Отцу, по образу Сына Его, сонаследниками и братьями Христовыми, вместе с Ним предназначенными ко славе, коим вместе с Ним надлежит царствовать. Вместо земли подаёт нам небо и отверстые врата райские, соделывает их честнейшими ангелов и силою Божией угашает водами крещения вечный огонь адский.
Двоично зачатие человека: одно от человеческой плоти, второе от Духа Святого. О сих двух зачатиях, в согласии с истиной, писали ученые богословы. Я приведу имена их и учение.
Пишет святой Иоанн: "Тем, которые прияли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились".
Сии же, говорит Иоанн, уверовавшие во Христа, обрели силу соделаться сынами Бога, то есть, Духа Святого, и быть причастниками Его природы. И в доказательство рождения их от Духа Святого, Иоанн повторяет слова Христа: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".
Крещальный источник видимым образом рождает как бы видимое тело наше, когда восстаёт оно из воды, и служат при сем священники, духовно же тело и душу крещает в Себе Самом и возрождает Дух Божий, Коего никто видеть не может, и служат при сем ангелы.
Иоанн Креститель, в благопотребное время, в согласии со словами сими: "От воды и Духа", сказал о Христе: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнём". Человек есть сосуд глиняный, посему должно прежде обмыть его в водах, затем укрепить и обжечь огнём, Бог же есть огонь пожирающий. Итак, человек нуждается в Духе Святом, дабы Он обновил его и усовершил. Сей огонь духовный может орошать, сия вода духовная может переплавлять.