Москва — город, в котором проживает свыше 13 миллионов человек. Для перевозки такого количества людей в столице функционируют более 950 автобусных маршрутов, 76 — электробусных, 14 линий метрополитена, Московское Центральное Кольцо, монорельсовая дорога, 5 линий Московских Центральных Диаметров, а также такси, каршеринг, речной транспорт. Самым старым видом московского городского пассажирского транспорта, функционирующего поныне, является трамвай.
Торжественное открытие первой московской трамвайной линии состоялось 6 апреля 1899 года, а на следующий день — 7 апреля 1899 года началось регулярное движение трамвая, маршрут которого проходил от Бутырской заставы до Петровского парка. Сегодня в нашей столице действуют 35 трамвайных маршрутов, которые обслуживаются пятью депо, протяжённость трамвайных линий – более 400 километров, ежедневно в Москве трамваями пользуются 600 тысяч человек.
В ознаменование 125-летия этого вида транспорта, 6 апреля 2024 года прошёл ставший уже традиционным весенний парад трамваев, возивших москвичей и гостей столицы в разные десятилетия. На этот раз колонна из 12 ретро-трамваев начала движение от депо имени Русакова, проехала мимо станций метро «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», театра зверей имени Дурова, по улице Достоевской, площади Борьбы, и прибыла на улицу Лесную, а с неё отправилась на площадь Тверской заставы, где начались праздничные мероприятия. Улица Лесная выбрана не случайно, именно на ней располагалось первое в нашей столице трамвайное депо.
Ввиду того, что место на площади Тверской заставы у Белорусского вокзала ограничено, от конки и прицепных вагонов решено было отказаться. Не было в колонне и трамваев специального назначения: ни снегоочистителя ГС-4, получившего ласковое прозвище «Снежок», ни рельсотранспортёра «РТ-3», ни поливомоечного вагона, ни вагона-вышки, на вагона-рельсошлифовщика.
Поговорим о том, что можно было увидеть на праздновании 125-летия московского трамвая.
По традиции, возглавили колонну 19-местный трамвай «Ф» или «Фонарный», получивший такое название из-за расположенного на крыше купола с дополнительными окошками, освещавшими в дневное время салон естественным светом, изготовленный в 1908 году на Мытищинском заводе и 27-местный «КМ» - «Коломенский моторный», выпущенный в 1930 году. К этому стоит добавить: «Фонарные» были первыми отечественными трамваями, вышедшими на московские маршруты, до этого по Москве ходили трамваи немецкой компании «Фалькенрид», и самыми распространёнными в нашей столице в дореволюционный период. Сегодня сохранилось лишь два «Фонарных», один из них находится в Москве, второй – в Сан-Франциско. Что же касается «КМ», то такие трамваи использовались в Москве более 50 лет. Интересно отметить, что вагоновожатый в трамваях «КМ» работал стоя на передней площадке прямо среди пассажиров, а сидевший около задней двери кондуктор подавал вагоновожатому знак отправления, дёргая верёвочку со звонком. Участвовавший в параде «КМ» можно увидеть в фильмах «Солнце светит всем», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота» и «Холодное лето пятьдесят третьего».
Не менее интересным и уникальным можно назвать поезд, состоящий из из моторного вагона «КТМ-1» и прицепного вагона «КТП-1», изготовленный Усть-Катавском вагоностроительным заводом в 1947 году. В Москве два таких поезда короткое время ходили по маршруту №27 «Коптево – Петровские
ворота». Ввиду малой пассажировместимости, такой поезд был признан неудачным. Шедшие за поездом трамваи МТВ-82, выпускавшиеся на авиазаводе №82, позже переименованного в Тушинский машиностроительный завод и РВЗ-6 Рижского вагоностроительного завода, выпускались более продолжительное время: МТВ-82 - в 1947-1961 годах, РВЗ-6 - в 1960-1966. В сравнение с эксплуатировавшимися в Москве ранее трамваями, трамваи МТВ-82 и РВЗ-6 отличались большой вместимостью салона, быстроходностью, мягкими сиденьями. Однако, в 1966 году все московские «РВЗ-6» были переданы Ташкенту, пострадавшему от сильного землетрясения.
В 1959 году в нашу столицу началась поставка трамваев «Татра Т2» из Чехословакии — это были первые импортные трамваи, поставлявшиеся в Москву в послевоенный период. Трамваи «Татра Т2» сразу же полюбились москвичам и гостям столицы за высокий уровень комфорта: бесшумностью, плавностью хода, мягкими сиденьями. В Москве трамваи «Татра Т2» эксплуатировались до 1981 года. Один из таких трамваев можно видеть в фильме «Приходите завтра». Вслед за «Татрами Т2» в 1963 году начались поставки более современной модели «Татра Т3». Впоследствии трамваи «Татра Т3» стали одним из символов нашей столицы, чего нельзя сказать о трамваях «Татра Т6Б5», хотя они были разработаны в Чехословакии для поставок в Советский Союз и эксплуатировались до 2006 года. В Москве таких трамваев было всего два — это была опытная партия, направленная в город на испытания.
А замыкал колонну изготовленный в единственном экземпляре в 2007 году трёхсекционный трамвай KT3R, способный вместить 194 человека, первая и третья секции которого изготовлены из списанных трамваев «Tатра T3», средняя, с переменным уровнем пола — на трамвайно-ремонтном заводе. За свою трёхсекционную конструкцию и длину 28650 мм. этот трамвай получил прозвище «Кобра». Трамвай KT3R эксплуатировался с 2008 по 2021 год.
После прибытия колонны трамваев на площадь Тверской заставы, начались праздничные мероприятия, в ходе которых выступили артисты проекта «Музыка в метро», театр танца «Аквамарин», академический хор Московского метрополитена и музыкальная группа «Мираж». Посетители могли поесть гречневую кашу из полевой кухни, выпить горячего чаю или кофе со сладостями, поучаствовать в различных активностях.
На площади Тверской заставы экспозицию трамваев дополнила экспозиция автомобилей из Музеев Гаража Особого Назначения Федеральной службы охраны России, транспорта Москвы и различных клубов.
Музей Гаража Особого Назначения Федеральной службы охраны России — постоянный участник крупных московских автофестивалей. Не обошёл стороной музей и праздник 125-летия московского трамвая, представив из своей коллекции автобус ЗИЛ-118К, в котором посетители могли приобрести памятные сувениры и легковые автомобили ЗИЛ-115 и ЗИЛ-4104, возившие высшее руководство нашей страны в 80-е — начале 90-х годов ХХ века.
Почтил вниманием празднование Музей транспорта Москвы, традиционно показав самосвалы ГАЗ-93Б, предназначенный для работы в сельском хозяйстве, МАЗ-205, использовавшийся как на небольших строительных объектах, как и великих стройках коммунизма и ЛиАЗ-158 — один из самых массовых и распространённых отечественных автобусов.
Достойно принял участие в праздновании клуб любителей автомобилей ГАЗ-21, показав «Волги» начиная с первых лет выпуска, именуемыми «со звездой», и кончая последними - «китовый ус». В своё время такие автомобили были символом престижа и статуса, обладание ими говорило, что жизнь удалась. Вместе с «Волгами» I поколения — ГАЗ-21 стояли «Волги» следующего поколения — ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, и вместе с ними можно было увидеть ГАЗ-24-02 - первый отечественный автомобиль с семиместным кузовом универсал и тремя рядами сидений. При этом, третий ряд сидений автомобиля складывался, увеличивая объём багажного отделения.
Не ударил в грязь лицом постоянный участник московских автомобильных фестивалей клуб любителей автомобилей «Москвич», показав практически все основные модели, начиная с «402» и кончая «2141». В отличие от «Волг», использовавшихся как служебный транспорт или в такси, «Москвичи» предназначались для продажи широким слоям населения. Были времена, когда «Москвичи» прекрасно показывали себя в престижных международных спортивных соревнованиях, поставлялись не только в страны народной демократии, но и Грецию, Францию, Финляндию, Великобританию.
В 2022 году марка «Москвич» была возрождена, сейчас под этим брендом выпускаются городские кроссоверы «Москвич-3» и седан-лифтбеки «Москвич-6».
Компанию «Волгам» и «Москвичам» составили «Жигули» ВАЗ-2101 и ВАЗ-2106. Кажется, совсем недавно эти автомобили были обычным явлением на наших улицах и дорогах, сегодня это уже редкости и предметы коллекционирования.
Глядя на эти раритеты, посетители старшего поколения вспоминали свою молодость, а молодое увидело, как и на чём ездили их отцы и матери, бабушки и дедушки.
Не смотря на неприятную погоду, на празднование 125-летия московского трамвая пришло 200 тысяч человек.
Леонид Толмачев
Фото автора