Найти в Дзене
Музклассы.рф

5 фактов о балете «Спартак» Арама Ильича Хачатуряна

Балет «Спартак» — настоящий шедевр. Это произведение воплощает в себе мощь и красоту советского балета. В данной статье вы найдёте пять интересных фактов о создании, премьере и разных постановках «Спартака». 1. Замысел балета появился в Италии Арам Хачатурян готовился к написанию балета «Спартак» три с половиной года, а само создание музыки заняло восемь с половиной месяцев. Идея написать такой балет появилась у композитора еще в начале Великой Отечественной Войны, но окончательно оформилась во время поездки Хачатуряна в Рим в 1950 году. Атмосфера античности, древние стены Колизея и грандиозная римская архитектура сильно впечатлили композитора. Он качественно продумал музыкальную драматургию, был очень внимателен к деталям, поэтому балет получился ярким и запоминающимся. Однако прямых фольклорных цитат в балете нет, да и вообще композитор не стремился сделать музыку сколь-нибудь «итальянской», ведь образцы античной музыки до нас не дошли, а современная Италия сильно отличается от Древн
Оглавление

Балет «Спартак» — настоящий шедевр. Это произведение воплощает в себе мощь и красоту советского балета. В данной статье вы найдёте пять интересных фактов о создании, премьере и разных постановках «Спартака».

Фрагмент балета «Спартак» в Большом театре в Москве, октябрь 2013. Фото: wikipedia.org
Фрагмент балета «Спартак» в Большом театре в Москве, октябрь 2013. Фото: wikipedia.org

1. Замысел балета появился в Италии

Арам Хачатурян готовился к написанию балета «Спартак» три с половиной года, а само создание музыки заняло восемь с половиной месяцев. Идея написать такой балет появилась у композитора еще в начале Великой Отечественной Войны, но окончательно оформилась во время поездки Хачатуряна в Рим в 1950 году. Атмосфера античности, древние стены Колизея и грандиозная римская архитектура сильно впечатлили композитора. Он качественно продумал музыкальную драматургию, был очень внимателен к деталям, поэтому балет получился ярким и запоминающимся.

-2

Однако прямых фольклорных цитат в балете нет, да и вообще композитор не стремился сделать музыку сколь-нибудь «итальянской», ведь образцы античной музыки до нас не дошли, а современная Италия сильно отличается от Древнего Рима. Поэтому в балете, вопреки ожиданиям многих, нет никаких стилизаций и архаических мелодий — только современное прочтение и переосмысление той эпохи, выраженное неповторимым авторским почерком композитора.

Фрагмент балета «Спартак» в Большом театре в Москве, октябрь 2013. Фото: wikipedia.org
Фрагмент балета «Спартак» в Большом театре в Москве, октябрь 2013. Фото: wikipedia.org

2.Премьера прошла «на ура»

Премьера балета состоялась в 1956 году на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра в Ленинграде. Она очень понравилась и запомнилась всем, хотя и вызвала у зрителей множество противоречивых ярких эмоций.

Новым стало всё: интересный сюжет, колоритная музыка, необычная хореография. Танцоры выступали в римских сандалиях вместо пуантов, а одеты были в свободные туники. Это шокировало аудиторию, но выглядело действительно аутентично. Также хореограф-постановщик добавил пантомиму в классический балет, а особая пластика движений и жестов будто заставляет оживать античные изображения и скульптуры.

Фрагмент балета «Спартак» в Большом театре в Москве, октябрь 2013. Фото: wikipedia.org
Фрагмент балета «Спартак» в Большом театре в Москве, октябрь 2013. Фото: wikipedia.org

3. Первый мужской балет в СССР

Обычно центральным персонажем балетов является балерина или несколько балерин, здесь же главные партии балета — мужские: это Спартак, раб и Красс, римский полководец, антагонист Спартака. На первом плане — линия восстания рабов, противостояние мира угнетенных классов и жестоких господ Рима. На сцене впервые был поставлен балет с героическим сюжетом, общий его тон монументальный и серьезный.

Сам композитор считал, что эта тема имеет «огромное значение и большое общественное звучание». История героя, отдавшего жизнь в борьбе против неравенства и за идеалы свободы, прошла сквозь века, оставаясь актуальной и символичной для советских людей.

Кадр из фильма-балета «Спартак», 1975г.
Кадр из фильма-балета «Спартак», 1975г.

4. Самое колоритное — танцы

В музыке к балету «Спартак» Хачатурян умело сочетал восточную мелодику, греческие и армянские напевы и многообразные формы полифонических приемов, традиционных для русской и западной классики. Особенно ярко написаны танцевальные сцены: гладиаторские бои, танец афинского шута. Композитор, отдавая дань традициям, добавляет в балет дивертисмент: сюиту из танцевальных сцен. Один из номеров — Танец Эгины, возлюбленной Красса, привлекает своим стремительным движением.

Фрагмент балета «Спартак». Эгина — Ольга Марченкова. Фото: Дамир Юсупов, https://bolshoi.ru
Фрагмент балета «Спартак». Эгина — Ольга Марченкова. Фото: Дамир Юсупов, https://bolshoi.ru

5. Только две версии постановок стали легендарными

Балетмейстером первой постановки балета для театра имени Кирова (Мариинского) стал Леонид Якобсон. Он вёл с композитором ожесточенные споры по поводу либретто, музыкальных номеров. Между гениями разгорелась настоящая борьба, временами даже случались потасовки, но в конце концов они смогли прийти к компромиссу. В этом варианте балет выглядел грозно и масштабно: Рим был обрисован ярко, победоносно. Однако любовь Якобсона к пантомиме сделала длинный балет несколько монотонным.

В 1968 году советский балетмейстер Юрий Григорович решился на новую постановку в Большом театре. Он вернул классический танец, усилил драматические контрасты. В его трактовке кордебалет играл большую роль, дополняя образы солистов.

Постановка оказалась очень удачной и даже была экранизирована в 1975 году на «Мосфильме». Партии исполняют величайшие танцоры: Владимир Васильев в роли Спартака и Марис Лиепа в роли Красса.