Велосипеды в Буэнос-Айресе и Москве: инфраструктура, безопасность, цены

На прошлой неделе я впервые за последние полтора года села на велосипед. А в Москве открылся велосезон.

На прошлой неделе я впервые за последние полтора года села на велосипед. А в Москве открылся велосезон. Эти два события сподвигли меня сравнить инфраструктуру для велосипедистов в обеих столицах, а заодно и цены на велопрокат.

Велорейтинг

В 2022 году и Москва, и Буэнос-Айрес попали в рейтинг 90 лучших городов мира для велосипедистов Это рейтинг Global bicycle city index. The Bicycle Cities Index составляется европейской страховой компанией Luko.

Города оценивают по нескольким категориям: погодные условия, процент использования велосипедов, безопасность (количество аварий, краж, случаев гибели при аварий на 100 тыс. велосипедистов), инфраструктура (велодорожки, их качество, веломагазины), пункты проката, мероприятия, посвященные популяризации велосипедного движения.

Буэнос-Айрес немного обогнал Москву — 83 место против 86.

В Буэнос-Айресе больше солнечных дней и магазинов по продаже велосипедов, меньше жертв на дорогах, здесь нельзя ездить по дорогам общего пользования (в отличие от Москвы), но тут чаще воруют велосипеды
В Буэнос-Айресе больше солнечных дней и магазинов по продаже велосипедов, меньше жертв на дорогах, здесь нельзя ездить по дорогам общего пользования (в отличие от Москвы), но тут чаще воруют велосипеды

На первом месте рейтинга нидерландский Утрехт. В десятке — Антверпен, Копенгаген, Берн, Бремен. Из неевропейцев — только китайский Ханчжоу.

Велосипедная инфраструктура в Буэнос-Айресе и в Москве

До 2021 года городские велосипеды в Буэнос-Айресе были бесплатными для всех: и для аргентинцев, и для туристов. Потом аттракцион неслыханной щедрости завершился — городские власти решили, что для развития инфраструктуры нужны деньги, а с таким подходом их не заработаешь.

Сейчас велосипеды платные: для туристов всегда, для аргентинцев временами.

Городской велопрокат появился в Буэнос-Айресе на 4 года раньше, чем в Москве. Аргентинцы начали активно пересаживаться на велосипеды в 2009 году, до Москвы эта мода дошла лишь в 2013.

Осенний Буэнос-Айрес
Осенний Буэнос-Айрес

Протяжённость велодорожек в Буэнос-Айресе составляет 300 км. Но сравнивать длину велодорожек и количество велосипедов в этих двух городах не совсем корректно: сам город, или САВА (Ciudad Autónoma de Buenos Aires) почти в 10 раз меньше Москвы.

Кроме того, в Москве подсчеты с велодорожками выглядят немного странно. В новостях мелькает цифра 800 км. Но потом выясняется, что туда входят и автобусные полосы, по которым велосипедистам разрешено движение (мало кто из них, правда, отваживается).

Фото: https://mos.bike/
Фото: https://mos.bike/

На деле, по подсчетам велоактивистов, в Москве не больше 150-200 км велодорожек. Большинство из них сосредоточены в центре. Так выглядят велосипедные схемы Москвы и Буэнос-Айреса:

Велосипедные схемы Москвы и Буэнос-Айреса
Велосипедные схемы Москвы и Буэнос-Айреса

Ecobici vc Велобайк

Регистрация в московском «Велобайке» проще и доступнее, чем в аргентинском аналоге.

В Москве, чтобы взять велосипед напрокат, достаточно иметь телефон и банковскую карту.

В Буэнос-Айресе без паспорта (DNI) не обойтись. Причем, если это не аргентинский DNI, то тарифы будут в несколько раз дороже. Например, по туристическому тарифу для поездок на 1 день надо заплатить 15 000 ARS (1500 ₽). С аргентинским DNI велосипед на 1 день стоит 1000 ARS (100 ₽). Кажется, разница существенная.

Перед московским велопрокатом все равны: не важно, какого цвета у тебя паспорт, — тарифы для всех одинаковые.

На прошлой неделе я впервые за последние полтора года села на велосипед. А в Москве открылся велосезон.-6

Если бы сравнение происходило полгода назад — Буэнос-Айрес был бы победителем по всем показателям. Но за полгода в Аргентине стремительно выросли цены. Велосипеды не стали исключением — тарифы на велопрокат поднялись в 4 раза. Так что в мае 2024 года мы пришли к тому, что велосипеды в Москве стоят дешевле, чем в Буэнос-Айресе. Но у аргентинцев остался существенный плюс — по будням жителям Буэнос-Айреса сервис доступен бесплатно.

Буэнос-Айрес. Дорожка идет параллельно одному из главных проспектов города — Avenida de  Libertador. Справа — велопарковка Ecobici
Буэнос-Айрес. Дорожка идет параллельно одному из главных проспектов города — Avenida de Libertador. Справа — велопарковка Ecobici

1. Сезон. Обычно велосезон в Москве начинается в конце апреля, а заканчивается в середине ноября. В Буэнос-Айресе он длится круглый год.

2. Сезонный абонемент. Абонемент на сезон в Москве стоит 2075 ₽, еще 450 ₽ — страховка (добровольная). В тариф включены 60 минут каждой поездки. Количество поездок не ограничено.

Приложение Велобайк
Приложение Велобайк

Абонемент на год в Буэнос-Айресе стоит 60 000 ARS (6 000 ₽). Здесь тоже каждая поездка не должна превышать 60 минут, но можно совершить не больше 4 поездок в день.

3. Месячный тариф. Месяц поездок в Буэнос-Айресе стоит 10 000 ARS (1 000 ₽). Условия те же — 4 поездки в день, не более 60 минут каждая.

В Москве за месяц проката придется заплатить 685 ₽, включены первые 30 минут поездки, дальше — 4 ₽ минута, сами поездки без ограничений.

4. Дневной тариф. Абонемент на день в Буэнос- Айресе — 1000 ARS (100 ₽). 4 поездки в день, до 60 минут каждая.

В Москве прокат на день — 185 ₽. 30 минут включены, дальше — 4 ₽ минута, поездки не ограничены.

5. Одна поездка. В Буэнос-Айресе за одну поездку, не превышающую 45 минут, надо заплатить 200 ARS (20 ₽).

Но самое привлекательное в аргентинских тарифах — это возможность по будням ездить бесплатно. Можно совершить 4 получасовых поездки в день, ничего за них не заплатив.

В Москве есть выбор: можно заплатить 405 ₽ и взять велосипед сразу на 3 часа, а можно взять поминутный тариф — есть стоимость 22 ₽ плюс по 5 ₽ за каждую минуту поездки.

Приложение Ecobici: слева — тарифы для туристов. Если перевести в рубли, одна поездка обойдется в 210 ₽, а дневной тариф — 1500 ₽.
Приложение Ecobici: слева — тарифы для туристов. Если перевести в рубли, одна поездка обойдется в 210 ₽, а дневной тариф — 1500 ₽.

В московском прокате тоже есть бесплатные тарифы, но доступ к бесплатным велосипедам получают только те, у кого на карте «Тройка» есть билет «Единый» (на 30, 90 или 365 дней). Одна поездка по этой акции не должна превышать 30 минут.

Еще несколько фактов

В Буэнос-Айресе есть несколько типов велодорожек:

  • размеченная зона на тротуарах (bicisenda):
  • зона на проезжей части, отделённая от автомобилей бордюром (ciclovía):
  • дорожки в парках.
Это bicisenda — идет по тротуару и не отделена бордюром
Это bicisenda — идет по тротуару и не отделена бордюром

Самый подходящий транспорт для перевозки велосипеда — пригородные поезда: там для них есть специальные места. Провозить велосипеды в метро запрещено. В автобусе — на усмотрение водителя.

Пригородный поезд до Тигре. Последний вагон — место провоза велосипедов. Подъезжаем к конечной
Пригородный поезд до Тигре. Последний вагон — место провоза велосипедов. Подъезжаем к конечной

Есть правила передвижения на велосипеде, но мало кто следит за их соблюдением, все ложится на совесть велосипедиста:

  • велосипед должен быть исправен, иметь сигнальные огни для ночной езды, звонок или гудок и боковые зеркала (не видел ни разу);
  • у велосипедиста должен быть шлем, лучше, когда на нем одежда ярких цветов и обувь, которая обеспечивает надёжное сцепление с педалями;
  • минимальный возраст для езды по улице — 12 лет;
  • при наличии на улице велодорожки передвигается только по ней;
  • движение по автостраде запрещено.

В Москве я почти не пользовалась велопрокатом — у меня был свой велик, который я использовала не как транспорт, а скорее как спортивный тренажер. Раз пять за сезон выезжала на Борисовские пруды, чтобы проверить, надолго ли меня хватит. В старом приложении Велобайк (которое больше не работает в AppStore) нашла всего 2 поездки за последние пять лет.

Здесь, получив DNI, я зарегистрировалась в Ecobici и постепенно становлюсь активным его пользователем. Это довольно удобно — не надо трястись в переполненном автобусе, 30 минут — и ты в центре.