Недавно мне в руки попала весьма любопытная книжка 1923 года издания. Заметки и дневники Мориса Палеолога, французского посла в России с 1914 по 1917 год. Книжка мне показалась крайне интересной своей абсолютной документальностью, наблюдениями человека, находящегося в самом центре придворно-политической жизни в России. Особенно интересны его заметки и наблюдения о появлении и влиянии сибирского "старца" Григория Распутина. Не претендуя на научность и подлинность поделюсь некоторыми сведениями.
Французский посол услышал о таком явлении как Распутин вскоре после начала своей дипломатической работы в России. К этому времени вокруг СТАРЦА накопилась масса легенд и мифов, среди которых утонули подлинные сведения и факты. Из легенд: с одной стороны - странный и загадочный человек из народных глубин, непохожий на других, с другой стороны - ни больше. ни меньше - шпион германского кайзера Вильгельма. Реальность гораздо проще и приземленнее. Родился в 1871 году в маленьком поселке в Сибири в семье простого мужика, пьяницы и коннобарышника Ефима Нового. Прозвищем Распутин молодого Григория наградили сотоварищи за могучий темперамент и необузданность чувств. За свои проделки он не раз был бит собственным отцом и по приказанию исправника - публично кнутом. Битие видимо пошло на пользу и пробудило в нем интерес к религии и мистические дарования.
В 1897 году он отправился в паломничество, по некоторым сведениям не столько из-за религиозных побуждений, сколько по весьма прозаическим причинам. Он покинул родные края, дабы избежать наказания за кражу лошадей. Тем не менее, странствуя по деревням, он произносил евангельские проповеди и рассказывал притчи. С опытом мастерство росло, он перешел к пророчествами, изгнанию бесов и прочим "чудесам". Были некоторые неприятности с полицией, но как ни странно, духовные власти приняли его под свое покровительство. В 1904 году слава его дошла до Петербурга и с ним пожелал познакомиться сам Иоанн Кронштадский, признавший, что в этом сибирском мужике есть истинно народная святость и "искра божия."
В 1905 году, в один не совсем прекрасный день, Распутина знакомят с духовником императорской семьи Феофаном, который был еще и ректором Петербургской Духовной Академии. Так судьба привела СТАРЦА в компанию благочестивых, влиятельных и высокопоставленных клиентов, в ближний круг императорской семьи. Перед тем, как представить Распутина императору Николаю II архимандрит Феофан дал ему такую характеристику:" Григорий Ефимович - крестьянин, простец, его устами говорит голос русской земли. В нем такая наивная вера в Божественное милосердие, что Бог отличает его своей благодатию!" После такого представления все двери в царские палаты открылись сибирскому СТАРЦУ.
С первого появления в Зимнем дворце Распутин приобрел необыкновенное влияние на императорскую чету и приближенных, хотя обращался со всеми довольно сурово, многословно и со смелой фамильярностью. На фоне всеобщей придворной лести его речи казались "голосом русской земли". Очень скоро он сделался другом фрейлины императрицы Анны Вырубовой, которая посвящала его во многие семейные. а иногда и государственные тайны. Все при дворе вдруг стали искать его внимания и снисхождения. От поклонников и особенно поклонниц не было отбоя.
Колоссальное влияние СТАРЦА на императорскую чету оказала ситуация с наследственной болезнью цесаревича Алексея гемофилией. Наблюдавший и лечивший его с рождения французский целитель Филипп Низье был удален от пациента и вынужден был уехать восвояси. Беспомощность врачей и постоянный страх семьи за здоровье наследника престола подарили Распутину уникальный шанс стать незаменимым и единственным спасителем ребенка.
Видимо, СТАРЕЦ действительно обладал определенными экстраординарными психосоматическими способностями. Во всяком случае, ему удавалось много раз спасать мальчика, останавливая взглядом и заговором смертельно опасные для него кровотечения. За такую чудесную помощь, императорская семья, особенно императрица Александра Федоровна, готовы были прощать спасителю любые прегрешения и проступки, выполнять любые его просьбы и прихоти. Проступков, если не сказать преступлений, с годами накопилось немало. В условиях полной безнаказанности СТАРЕЦ позволял себе многие отвратительные поступки, перечислять которые не слишком приятно. С течением времени здравые элементы общества стали осознавать всю неприглядность деятельности Распутина. Почуяв, что запахло жареным, он в марте 1911 года отправился в Иерусалим. Этот поступок восхитил его поклонников, ведь только святая душа могла так ответить на клевету и нападки злых людей.
Однако, императрица не переставала писать СТАРЦУ письма с горячими просьбами вернуться, чтобы спасать ее сына, т.к. кровотечения у цесаревича Алексея стали повторяться все чаще. Все четыре великие княжны - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, каждая по-своему по своему привязанные к СТАРЦУ писали письма с просьбами вернуться и простить, хотя сами не знали за что. Император был глубоко удручен, разрывался в противоречиях между долгом государя и страданиями отца смертельно больного ребенка, к тому же наследника престола. В начале ноября Распутин вернулся в Петербург, его безумные оргии и беспутства со скандалами продолжились с новой силой. В течении 1913 года уже большинство близких, в том числе вдовствующая императрица Мария Федоровна и родная сестра императрицы Елизавета Федоровна пытались открыть глаза Николаю II на сложившуюся ситуацию, но увы, ответ был один -"На святых всегда клевещут!"
Ситуация стала усугубляться с началом войны в 1914 году. Николай II много времени проводил на фронте и в воинских частях, стараясь вникнуть с ситуацию. Иногда его сопровождал цесаревич, видимо это был такой "пиар-ход", с целью поднятия пошатнувшегося престижа императора на фронте. Даже сюда доходили слухи о влиянии Распутина на императрицу-немку, якобы СТАРЕЦ является шпионом немецкого кайзера Вильгельма, а Николай II находится под их влиянием Тогда как императрица и великие княжны много работали в госпиталях, помогая раненым, в прессе начали появляться оскорбительные карикатуры и заказные статьи об их зависимости от СТАРЦА и его пагубном влиянии на ситуацию в стране. Народу нужны были виноватые в его тяжелом положении.
Чем сильнее становилось давление со всех сторон, тем больше наглел Распутин. Известно его громкое заявление в эти дни:" Меня не будет- всех вас не станет!" По свидетельствам французского посла Мориса Палеолога в 1915 году среди основных структур власти в России наблюдается разброд и шатание. Синод находится полностью под влиянием "клики Распутина", тогда как в Сенате превалируют здравые идеи и влияния. При дворе тоже формируется антираспутинская коалиция. Так капля за каплей, шаг за шагом создалась ситуация, приведшая, наконец, к развязке.
Вот как описывает события ночи с 29 на 30 декабря 1916 года Морис Палеолог, ссылаясь на полученные им сведения из достоверных источников. Группа заговорщиков в составе: Князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, депутат Государственной Думы Пуришкевич, капитан Сухотин и польский медик Станислав Лазоверт собрались в во дворце Юсупова на Мойке в одном из салонов верхнего этажа. На первом этаже, в зале с окнами в сад был сервирован ужин. Ужин состоял из отравленного вина и отравленных пирожных с кремом. Юсупов в своем автомобиле отправился за СТАРЦЕМ, которого он пригласил к себе накануне, якобы для беседы с женой Ириной, вернувшейся из Крыма. Недоверчивый Распутин, тем не менее согласился на встречу, ему приятно ответить на просьбу красивой молодой женщины, он даже нарядно приоделся по такому случаю. Никакой женщины во дворце не было, Ирина Юсупова была еще в Крыму.
Стоит посмотреть на Ирину Юсупову, чтобы понять как трудно отказаться от столь приятного общения. Развлекая Распутина разговорами об оккультизме, спиритизме и прочих тонких материях, якобы в ожидании, когда Ирина проводит гостей и присоединится к ним, Феликс старательно угощал СТАРЦА вином и пирожными. Однако, могучий организм Распутина даже после трех бокалов отравленного вина никак на отраву не реагировал.
Обескураженный Юсупов под предлогом, что он идет за Ириной, поднялся на второй этаж к сообщникам. Те вручают ему пистолет и советуют побыстрее закончить прием гостя. Спустившись вниз, Феликс предлагает слегка охмелевшему, но вполне живому Распутину посмотреть на редкую икону. Когда тот склоняется над изображением, Юсупов в упор два раза стреляет ему в бок. Распутин всей своей огромной массой падает на пол без признаков жизни, на выстрел спускаются сообщники. Великий князь Дмитрий Павлович заявляет, что тело надо бросить в воду, дабы скрыть следы. Через десять минут, когда подготовив автомобиль для перевозки трупа Юсупов заходит в комнату, оживший Распутин с трудом поднявшись, срывает с Феликса погон и шипит:"Завтра ты будешь повешен, я все расскажу императрице!" Изящный и слабонервный князь Юсупов сваливается в обмороке на диван, а у СТАРЦА еще хватает сил открыть двери в сад и ползти по снегу. Однако, два выстрела в затылок и в спину и удар по черепу тяжелым канделябром завершают агонию.
Затем, под управлением доктора Лазоверта автомобиль с трупом СТАРЦА полным ходом помчался к Большому Петровскому мосту, с которого труп сбросили в прорубь. Как говорится КОНЦЫ В ВОДУ. Когда, наконец, не слишком расторопные полицейские приставы пришли во дворец, получив сообщение о доносящихся оттуда звуках выстрелов, у входа их встретил Депутат Государственной Думы Пуришкевич со словами:" Мы только что убили человека, позорившего Россию!"
Так закончилась эта печальная и поучительная история. Ну а дальше? Через два месяца случилась Февральская революция, а через три месяца император Николай II отрекся от престола.
Выходит, что сбылось предсказание СТАРЦА:"Меня не будет - всех вас не станет."
Вот такой интересный сюжет я вычитала в дневниках французского посла в России Мориса Палеолога. Жду комментариев, напишите, как вам понравилась или не понравилась история. Для меня это важно.
#История России#20 век#интриги и заговоры#интересные факты#