Уважаемый Георгий Юрьевич, с 1992 по 2004 год я проживал в Вологодской области в Верховажском районе в лесном поселке Макарцево. До этого я 23 года жил в сельском районе Тульской области, сейчас уже 20 лет живу в Рузском городском округе, что находится в Московской области. Поскольку вы входили в команду Андрея Воробьева, прекрасно знаете, что Руза тоже – небольшой сельский район. Я прекрасно помню, как Вы к нам в Лидино приезжали.
Знаете, что меня поразило в Верховажском районе? Это низкие уровень и просто чудовищное качество жизни жителей этого района. Я не знаю, может быть, и в других сельских районах Вологодской области так же всё жутко, а может просто Верховажским районом все тридцать лет самоуправления руководили чудовищные бездарности, которым просто было лень работать на совесть, мне это не интересно. Даже не хочу с этим разбираться. Просто расскажу, что меня ужаснуло в укладе жизни людей и почему я считаю, что люди так ужасающе жить не должны в 21-м веке.
Во-первых, поразило, что даже в райцентре на улицах и во дворах многоквартирных домов отсутствует асфальт. За тридцать лет российского самоуправления местные чиновники там несколько центральных улиц заасфальтировали, но и то не все, а на окраинах до сих пор вообще – просто дикий ужас. После дождя молодые мамы с колясками до магазина доехать не могут – колеса колясок просто врезаются в дорожную грязь и провернуть их невозможно. Про безбарьерную среду, инвалидов лучше совсем не вспоминать. У меня тогда сложилось впечатления, что люди с инвалидностью для тогдашнего главы Юрия Ордина и сотрудников его администрации просто не существовали. Причем женщины пишут о проблемах с дорогами после дождя в социальных сетях, но местная власть их либо не замечает, либо рассказывает им сказки про отсутствие финансирования, что когда-нибудь (никогда-тогда) они эти улицы заасфальтируют, а пока мучайтесь (нет, чиновники не пишут в официальных письмах «мучайтесь», но смысл их ответов именно такой).
За пределами райцентра в других населенных пунктах все еще хуже. Я никогда не был в Северной Корее, но думаю, что там уровень жизни у людей примерно такой же. Ну, да, последние годы по федеральным программам что-то выделяется на благоустройство улиц. В двух или трех крупных населенных пунктах они там даже по одной или две центральные улицы в относительный порядок привели, но это же опять ни о чем. Даже в этих селах раз в десять нужно сделать больше, чем они сделали. Ну, и сколько времени они такими темпами буду благоустраивать населенные пункты? Век или полтора? Ныне живущие там люди за свою жизнь это дождутся? Такое впечатление, что ни районным, ни областным чиновникам беды людей неинтересны.
Зато сколько художественного свиста в местных или областных СМИ. Если читать всех этих «придворных» журналистов то, может сложиться иллюзия, что они коммунизм уже построили, какая-нибудь Голландия или Германия должна людям в Верховажской глубинке обзавидоваться.
На самом деле везде сплошная жуть. С дорогами у них примерно такой же ужас. В адекватном состоянии в бывшем Верховажском районе только федеральная трасса М-8 находится.
В средине 2000-х годов бывший глава Юрий Ордин обещал года за три или четыре положить асфальт от Верховажья до Нижнего-Кулого. С тех пор уже лет двадцать кладут, до конца положить не могут. Вместо реальных дел чиновники рассказывают людям, как у них средств не хватает, и как они ни в чем не виноваты. Естественно, все остальные дороги еще хуже. Люди каждую весну им жалуются, что не могут навестить родителей, приехать из Вологды на Макарцево, потому что до населенного пункта пока доедешь по убитой дороге от федеральной трассы, всю машину разобьешь, никаких денег на ремонт не хватит.
Вы поймите, мне есть с чем сравнивать. Я родился и вырос в Воловском районе Тульской области. Это такой же сельский район, примерно с такой же численностью населения, там нет больших предприятий, нет таких колоссальных лесных ресурсов, и при этом там почти все внутрирайонные дороги заасфальтированы. Со всеми соседними районами Воловский район соединяют напрямую асфальтированные дороги. Объясните, почему за сто лет существования Верховажского района ни в чью голову не пришло сделать прямые дороги с твердым покрытием до Тотьмы или Вожеги? Что в этом сложного? Почему в Тульской области так сделали, а в Верховажском районе нет?
А бытовые условия, в которых живут жители Верховажского района. Когда я там жил в начале 2000-х годов, там водопровода не было даже в райцентре. Люди реально таскали воду на себе, все полоскали белье круглый год в речке. Даже в учреждениях и конторах предприятий вместо нормальных туалетов с унитазами, в клозетах стояли деревянные насесты с дырками. Сейчас они на каких-то улицах в Верховажье, где для галочки, где на совесть сделали водопроводы, которые у них зимой почему-то стабильно размораживаются и люди по полгода сидят без воды. Яркий пример тот же Теплый Ручей.
Знаете, что поражает. Что ни главу, ни прокуратуру это вообще никак не беспокоит. Никто не издает в муниципальном округе распоряжение о чрезвычайной ситуации, никто не возбуждает уголовные дела по факту аварии. Ну, подумаешь пару сотен человек не могут полгода пользоваться стиральной машиной и воду в дом ведрами таскают. Что глава муниципального округа должен беспокоиться из-за этих людишек? У его жены все работает, ему нагоняй от нее не прилетит. Примерно так же думает и прокурор. Зачем ему из-за мучений каких-то жителей с нужными людьми ссориться? Нет, в слух они так никогда не скажут, с три короба про погодные условия, про отсутствие финансирования наврут, но, сто процентов, торопиться что-то починить не будут. Раз люди уже давно привыкли жить без воды то пусть так и дальше живут.
Но в Теплом Ручье хотя бы для галочки, хотя бы для громких отчетов, для «езды по ушам жителям» хоть какую-то пародию на водопровод построили. В моем родном Макарцеве и такого нет. Вдумайтесь, 2024 год, в поселке одних избирателей 120 человек, а там люди воду на своем горбу таскают, не имеют возможности стиральной машинкой-автомат пользоваться. Вот мы сейчас на Украине с фашистами боремся, а разве верховажские чиновники, сплошь единороссы, не по-фашистки к жителям относятся? Почему с ними бороться не надо?
Я из Макарцево уехал 20 лет назад. За это время там закрыли местное предприятие, оставили людей без работы. На освободившиеся производственные площади никаких инвесторов не привлекли – не способна администрация Верховажского округа привлекать предпринимателей, способна, если смотреть статистику, только выживать их из муниципального округа. Вместо преференций она создает для людей дополнительные финансовые нагрузки. Я не знаю, почему они это делают: из-за отсутствия ума, из-за лени или из-за какой-то корысти, но они это делают. После моего отъезда в поселке закрыли школу, полтора десятка лет туда не ходил рейсовый автобус из райцентра хотя бы раз в неделю. И это при том, что для нормального функционирования поселка автобус должен ходить хотя бы три раза в сутки, чтобы у людей была возможность в любое время уехать и приехать в поселок. Да, автобус будет долгие годы нерентабельный. И что, государство, которое считает себя ведущим в мире, не может себе позволить транспортные дотации на пассажирский транспорт?
Впрочем, люди вам про автобус жаловались с Макарцева. После примерно пятнадцати лет издевательств над жителями, обещают автобус раз в неделю с мая пускать. Правда, по четвергам, когда в районной больнице ни анализы, ни врачи не принимают. А ведь автобус нужен там пожилым жителям Макарцево именно для поездки в больницу. Понятно, что в правительстве Вологодской области не могут знать распорядок работы каждой районной больницы, зато местные чиновники не могли этого не знать. Почему они не подумали о людях? Дак, уровень профессионализма у них такой. Если бы они были профессионально пригодны, много бед жителей можно было просто избежать…
Еще один яркий пример уровня профессионализма главы Дубова. Где-то в начале прошлой осени жители Макарцева обратились к нему с жалобой. На Макарцево клуб находится в аварийном состоянии. Дубов сам на своей странице в ВК написал, что его 60 лет никто не ремонтировал. Правда, не написал, почему его администрация не следила за техническим состоянием здания. Впрочем, если бы его спросили, Дубов стопроцентно прочитал бы мантру про отсутствие финансирования. Это они работать не умеют, а убедительно рассказывать сказки про то, как у них ни на что нет денег у них получается замечательно.
Так вот Дубов даже пару раз приезжал на Макарцево по поводу этого здания. Вбрасывал какую-то ненормальную идею перенести клуб в заброшенное здание пекарни, которое принадлежит частному лицу. Какой-то опус у себя на странице в соцсети писал, обещал в течении января этот вопрос решить.
Но, когда жители спустя несколько месяцев спросили о том, что он решил с клубом, глава написал им, что его чиновники планируют подать документы в область, чтобы вступить в какую-то федеральную программу, чтобы им поставили на Макарцево модульный клуб.
Опять же сколько лет его чиновники будут вступать в эту программу, вступят ли вообще, какими их поставят на очередь в области Дубов не рассказал. Вполне возможно, что эта волокита, как с клубом в соседнем Сметанино может продлиться лет двадцать, а то и сорок. Но я уверен, что Дубов считает, что эту проблему он уже решил. То, что этим клубом еще лет двадцать никто заниматься не будет – мелочи…
Про бардак и чиновничий произвол в бывшем Верховажском районе, я могу написать целую книгу (можно вспомнить, как Позгалев и Ордин здесь делали пилотный проект на Сметанино, можно вспомнить, как Кувшинников с тем же Дубовым 6 лет обещали в Верховажье построить новую больницу в селе, но к строительству за эти годы даже не приступили), только не вижу в этом смысла, Георгий Юрьевич. И так все понятно.
У меня к вам один вопрос: этот бардак с рассказами про то, как денег ни на что нет и дальше пару веков, пока все окончательно из района не убегут, продолжаться будет? Или вы все-таки начнете что-нибудь реальное для людей делать? Например, газовую трубу из Сметанино не только в Чушевицы потянете, но и на Макарцево заведете. Там, между прочим, полторы сотни человек живут. А как мы с Вами знаем, в Московской области газификации подлежат все населенные пункты, где проживают больше пятидесяти человек. Чем Вологодская область хуже Московской, Тульской или Калужской?
Реально, Георгий Юрьевич, очень хочется, чтобы вы запомнились в Верховажье и на Макацерво, как губернатор, реальными делами, а не пустыми обещаниями, вроде Позгалева или Кувшинникова. Прошу, Вас, останьтесь человеком, не будьте бездушным чиновником, как Дубов. Очень хочется, чтобы люди в Верховажском районе, да и в Вологодской области вообще, стали жить не хуже, чем в центральной России и не через пару веков, а в ближайшее время. Не упустите, пожалуйста, свой шанс остаться человеком.