Что объединяет заправку автомобилей, управление домом и шеринг самокатов? Какую роль играют в этом информационные технологии? Мой собеседник, Артем Магомедов, знает об этом не понаслышке: он занимается проектами Pump, Butler и Lite.
В вашем послужном списке целый ряд проектов, которые можно назвать высокотехнологичными: заправки Pump, франшиза кикшеринга Lite, управление жилыми домами Butler. Без современных ИТ-инструментов их реализация была бы невозможна. Как вы оцениваете состояние российской экономики и куда, по вашему мнению, движется индустрия?
ИТ кардинально меняют нашу жизнь. Взять, к примеру, приложения для смартфонов: это колоссальное удобство, облегчающее решение повседневных задач и экономящее время. Что нужно, чтобы заправить автомобиль? Сесть в машину, доехать до АЗС, возможно, отстоять в очереди. Это время человек мог бы потратить на себя, семью, на отдых, в конце концов. В современном мире каждая минута на счету – ты решаешь всевозможные задачи круглосуточно и ежедневно. Все наши сервисы – и заправки автомобилей Pump, и онлайн-УК Butler – направлены именно на экономию времени и упрощение жизни. Как провести собрание собственников жилья? Необходимо составить списки, организовать информирование людей и т. д. В случае же с Butler достаточно всего лишь поставить на смартфон приложение. Скажем, кто-то выдвинул инициативу, после чего всем рассылается уведомление: «Предлагаем сделать то-то, стоит столько-то», и дальше голосование – за или против. В итоге жильцы вовремя оповещены, не требуется никуда идти, а принять участие можно в любое время суток. Это наглядный пример того, как технологии позволяют решать задачи быстрее, проще и эффективнее. Наши приложения всегда производят «вау-эффект» на заказчиков. Это настоящее конкурентное преимущество.
Как появилась идея создания сервиса Pump?
Всё началось с того, что будущие совладельцы каршеринга YouDrive увидели подобные сервисы в Европе: ты можешь не покупать автомобиль, не платить за его обслуживание, содержание, налоги, страховки, бензин, а просто берешь машину, когда это нужно. Они вернулись в Москву, привлекли инвестиции и создали YouDrive. А в процессе работы столкнулись с проблемой. Когда человек берет автомобиль и едет из точки А в точку Б, ему не нужно думать ни о чем, будь то давление в шинах или уровень топлива, ведь машина не твоя, однако он испытывает негативные эмоции. Меня самого откровенно бесило, когда я начал пользоваться каршерингом: садишься в машину, а горит лампочка. Приходилось заезжать на АЗС, тратить время, причем, как правило, оплачиваешь топливо деньгами, а за это начисляются баллы на счет. А если человек из другого города и эти баллы ему не нужны? Мы стали думать – что делать? Придумали специальный сервис: купили машину, оборудовали ее и на ней заправляли наши машины YouDrive. Именно так и родился будущий Pump – родился в силу необходимости. Но впоследствии мы поняли, что это классная услуга, которая будет востребована, и создали мобильное приложение, в котором доставку топлива можно заказать так же легко, как такси.
Какие инструменты и каналы вы используете для продвижения своих проектов?
За последние полтора года мы потратили серьезные средства на маркетинг – они пошли на развитие сервиса доставки топлива частным лицам. Но это не увеличило нашу клиентскую базу в разы. Да, рост есть, но нам трудно, ведь Pump – первопроходец на своем рынке, первым пошел в B2C-направление. А в этом году мы сотрудничали с Motoring – были спонсорами команды по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Начиная от грузовиков, доставлявших оборудование на трассы, и заканчивая самими гоночными мотоциклами, все ездили на нашем топливе. Дмитрий Седин занял первое место, став чемпионом России. PR-работа крайне важна, но она стоит больших денег. Должно прийти время, какой-то тумблер должен щелкнуть, потому что я перепробовал все каналы в рамках своих бюджетов, начиная с рекламы приложения и заканчивая работой с блогерами. Учитывая, что мы на рынке первые, нужны огромные средства, усилия, и должна набраться критическая масса пользователей.
Каков потенциал рынка для Pump на рынке B2C и какая в данный момент доля «частников» среди ваших клиентов?
В настоящее время B2C-направление отошло на второй план, так как мы хотим обрасти «мускулами» благодаря B2B-направлению, которое приносит нам львиную долю доходов: один бизнес-клиент может заказывать 30–50 тысяч литров в месяц. Представьте, сколько «физиков» нужно найти, чтобы...