В форме ассоциаций или союзов, в частности, могут создаваться районные, областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ, а также центральный союз потребительских обществ. В соответствии со ст. 31 Закона о потребительской кооперации союз потребительских обществ может осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные его учредительными документами, а по смыслу п. 2 ст. 31 данного закона часть его имущества может быть получена его членами при выходе из союза или после его ликвидации. Очевидно, что такие союзы сохраняют остатки конструкции «кооператива кооперативов», которыми они были в соответствии с прежним законодательством СССР и
РСФСР.
К этому виду некоммерческих организаций относятся также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов, а также общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов (п. 5 ст. 2 Закона о профессиональных союзах); ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, учреждаемые органами государственной власти субъектов РФ (Федеральный закон от 17 ноября 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»); общероссийское профессиональное объединение страховщиков (ст. 24-29 Федерального закона от 3 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»²); и др.
Разновидностью объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата.
Торгово-промышленная палата является добровольным объединением на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданным с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).
Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна такая палата. Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей. В отличие от обычного объединения юридических лиц, единственным учредительным документом ТПП служит устав.
Членами Торгово-промышленной палаты являются исключительно российские коммерческие организации и предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации). Основным отличием ТПП от других объединений юридических лиц является отсутствие дополнительной финансовой ответственности участников за обязательства палаты. В остальном правовое положение ТПП аналогично статусу обычной ассоциации (союза).
Специфической разновидностью ассоциаций можно признать саморегулируемые организации пропрофессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (в настоящее время федеральная служба по финансовым рынкам) (ст. 48-50 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»1; п. 1.3 Положения «О саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг»²).
Создание похожих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих предусмотрено ст. 21, 22 Закона о несостоятельности (банкротстве).