Найти тему
PsyNews

Имеют ли читающие люди преимущество? Как художественная литература влияет на когнитивные способности?

Новое исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Psychology: General, свидетельствует о том, что чтение художественной литературы дает небольшие, но значимые когнитивные преимущества, особенно в отношении вербальных навыков, эмпатии и способности понимать чужую точку зрения.

Несмотря на давнюю популярность художественной литературы, ее когнитивные преимущества остаются предметом споров среди педагогов, психологов и широкой общественности. Художественная литература часто рассматривается в первую очередь как источник развлечений, однако растет число исследований, свидетельствующих о том, что она также может играть важную роль в развитии когнитивных способностей. Цель нового исследования - прояснить эти потенциальные преимущества путем систематического обзора и обобщения имеющихся данных, что позволит получить более четкое представление о том, как увлечение художественной литературой связано с когнитивными процессами.

Исследователи провели два отдельных мета-анализа - статистические процедуры, объединяющие данные нескольких исследований для получения выводов, обладающих большей статистической силой и обобщаемостью. Каждый метаанализ имел определенные критерии и цели, чтобы изучить различные аспекты влияния чтения художественной литературы на когнитивные навыки.

Метаанализ 1 был посвящен изучению когнитивных эффектов чтения художественной литературы с помощью экспериментальных исследований. В этот анализ были включены исследования, в которых использовался настоящий экспериментальный дизайн, то есть участники были случайным образом распределены на чтение художественной литературы или участие в сравнительной деятельности, такой как чтение нехудожественной литературы, просмотр художественной литературы или ничегонеделание. Цель состояла в том, чтобы изолировать эффект чтения художественной литературы от других переменных.

В мета-анализе 2 изучалась взаимосвязь между воздействием печатной художественной литературы на протяжении всей жизни и когнитивными способностями с помощью корреляционных исследований. В этот анализ вошли исследования, в которых определялось, как привычное знакомство с художественной литературой на протяжении всей жизни коррелирует с различными когнитивными результатами. Критерии включения в этот анализ были более широкими с точки зрения отбора участников, не ограничиваясь конкретными экспериментальными условиями, но требуя, чтобы в исследованиях измерялась корреляция между привычкой читать художественную литературу на протяжении всей жизни и когнитивными навыками.

Результаты мета-анализа 1 показали, что чтение художественной литературы оказывает небольшое, но статистически значимое положительное влияние на когнитивные навыки в целом. При более детальном рассмотрении конкретных когнитивных способностей исследование показало, что наиболее выраженный эффект был получен в области эмпатии и теории мышления - способностей, связанных с пониманием и отношением к эмоциям и перспективам других людей.

Интересно, что анализ также показал, что влияние чтения художественной литературы было более значительным по сравнению с бездействием или просмотром художественной литературы, а не чтением нехудожественной. Это говорит о том, что сам акт чтения, и особенно чтение художественной литературы, задействует когнитивные процессы так, как не задействует просмотр контента или чтение нехудожественной литературы.

Результаты мета-анализа 2 указывают на устойчивую положительную связь между количеством художественной литературы, прочитанной за всю жизнь, и развитием когнитивных навыков. Особенно сильной эта взаимосвязь была для вербальных способностей и общих когнитивных способностей, включающих такие навыки, как рассуждение, абстрактное мышление и решение проблем. Как и в мета-анализе 1, значительная корреляция была обнаружена и с социальными когнитивными навыками, такими как эмпатия и теория мышления, хотя эффект был менее выражен, чем для вербальных и общих когнитивных способностей.

В этом метаанализе также было проведено различие между влиянием чтения художественной и нехудожественной литературы, и была обнаружена более сильная связь с художественной литературой. Это подкрепляет идею о том, что чтение художественных произведений может внести уникальный вклад в когнитивное развитие, выходящий за рамки того, что достигается при чтении нехудожественной литературы.

Исследование «Когнитивные эффекты и корреляты чтения художественной литературы: Два предварительно зарегистрированных многоуровневых мета-анализа", авторами которого стали Лена Виммер, Грегори Карри, Стейси Френд, Йорг Виттвер и Хизер Дж. Фергюсон.