Найти в Дзене
Газпром

Самая северная железная дорога в мире

Оглавление

Эта железная дорога находится на полуострове Ямал. Начинается от станции «Обская» (город Лабытнанги) и идет до станции «Карская» (Бованенковское месторождение). Длина магистрали 572 км. Она целиком расположена за Северным Полярным кругом. Отсюда и весомый титул – самая северная железная дорога в мире.

В состав дороги входит 5 станций, 11 разъездов и 70 мостов общей длиной более 12 км, в их числе мост через реку Юрибей – самый протяженный в мире за Полярным кругом.

Магистраль построена в рамках мегапроекта «Ямал» – ключевого для развития газовой отрасли России в XXI веке.

-2

Помните, в 2013 году мы с вами уже путешествовали по этой дороге? Усаживаемся поудобнее, наливаем чай, наш ямальский экспресс отправляется в новое фотопутешествие.

На край света — в любую погоду

-3

Прокладка железной дороги началась еще в 1986 году, но в 90-е проект заморозили. В 2005 году возродил стройку «Газпром». Для создания нового центра газодобычи необходимо было развивать железнодорожное сообщение. Уже через 6 лет по дороге пошли первые составы.

До строительства железной дороги грузы на полуостров доставляли в период летней навигации морским транспортом через порт Харасавэй. С вводом в эксплуатацию магистрали людей, технику и строительные материалы на Ямал стало возможно доставлять круглый год.

-4

«Обская – Бованенково – Карская» проходит по тундре, в местах проживания и кочевья коренных малочисленных народов Севера. При строительстве было важно не нарушить сложившийся веками образ жизни коренного населения и сохранить хрупкую арктическую флору и фауну.

Вечная мерзлота и высочайшая степень заболоченности территории, а также необходимость бережного отношения к экологии Ямала обусловили применение уникальных технологий.

-5

Основные работы выполняли только при отрицательных температурах. Насыпь возводили из влажного пылеватого песка, который благодаря холоду становится прочнее, смерзаясь со льдом.

-6
-7

Устойчивость железной дороги помогают обеспечивать термостабилизаторы. Это герметичные трубки высотой с трехэтажный дом (12,5 метров, десять из которых находятся под землей). Наполнены они хладогентом, который циркулирует в них и подмораживает землю под полотном. С термостабилизаторами вечная мерзлота в безопасности!

-8

Главное назначение железной дороги – доставка грузов и техники. Поэтому большая часть подвижного состава – грузовые вагоны.

-9

Немного статистики: пропускная способность линии – 3,5 млн тонн в год, средняя техническая скорость составов – 40 км/ч, в год по дороге перевозят около 40 тыс. пассажиров-газовиков. Обслуживают дорогу почти 700 человек.

-10

Обратите внимание, мы подъехали к уникальному участку дороги – мостовому переходу через реку Юрибей.

Мост, да не прост

-11

Длина моста 3,9 км, что делает его самым длинным в мире мостом за Полярным кругом.

-12

Мост удалось возвести на грунте, слабо пригодном для строительства – вечная мерзлота с вкраплениями криопэгов. Криопэги – это соленые подземные воды и рассолы, имеющие отрицательную температуру (до -40 °C), но находящиеся в жидком состоянии.

-13

Чтобы сохранить экосистему поймы реки Юрибей, сооружение мостового перехода велось без традиционной при строительстве мостов отсыпки грунта. Это обусловило высокую протяженность объекта — мост пересекает не только постоянное русло реки, но и идет по всей ее ширине в период максимального разлива.

Мост состоит из 107 пролётов по 34,2 метра и 2 сквозных ферм по 110 метров.

-14

Пролёты и фермы моста смонтированы на опорах из металлических труб диаметром 1,2-2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров.

-15

На возведение ушло 349 дней.

-16

Посмотрите на мост глазами нашего машиниста.

-17
-18

Пока мы едем по мосту, расскажем вам о Юрибее. Это необычная река. Русло не превышает в ширину 200-300 метров, но на несколько дней в году река разливается более чем на 3 км, а затем возвращается к привычным размерам. Здесь нерестятся рыбы «царских» пород – нельма и муксун, а на обрывах гнездятся краснокнижные птицы – сапсан и краснозобая казарка. А еще в 2007 году на берегу Юрибея оленеводом Юрием Худи был обнаружен 42 000-летний мамонтенок Люба, названный в честь жены тундровика.

Движение – жизнь

-19

Работа на железной дороге идет постоянно.

Сегодня нам с погодой повезло, но, как вы знаете, Ямал – край суровый. Расчисткой путей от снега здесь занимается не менее «суровый» снегоуборочный поезд. Крылья с боковыми щётками сгребают снег под головную машину, затем он с помощью ленточного транспортёра перемещается в концевой полувагон.

-20

А это – автомотриса – моторный самоходный железнодорожный вагон, который используется для перевозки персонала, обслуживающего железнодорожные пути.

-21

Андрей Косырихин и его коллеги – самые северные машинисты в мире.

-22

Путь от станции «Обская» до станции «Карская» занимает сутки. На протяжении всей трассы мы не встретили ни одного населённого пункта.

-23

Дорога пролегает через бескрайнюю тундру, но даже зимой она не всегда только белая. Здесь часто можно наблюдать северное сияние или, как говорят ненецкие кочевники, – «харп».

-24

Вот мы и добрались до финальной точки нашего путешествия. Это станция «Карская» – самая северная железнодорожная станция на планете.

-25

А это железнодорожный тупик. И, как вы уже поняли, – тоже самый северный в мире.

-26

Так выглядит бункеровка – заправка тепловозов топливом.

-27
-28
-29

Работники станции принимают и отправляют различные виды грузов, необходимых для добычи природного газа и освоения новых месторождений на полуострове.

-30

И, конечно же, отсюда газовики отправляются к своим семьям домой и сюда прибывают на новую вахту. Путешествуют они на поезде в комфортных пассажирских вагонах.

-31

Все, кто приезжает на Ямал на вахту и работает здесь постоянно, — на десятилетия вперед обеспечивают природным газом дома потребителей в нашей стране. А значит, в них будет комфортно, уютно и тепло.

-32