Найти тему

С огоньком: история появления отечественных брендов спичек

В 1827 года английский фармацевт Джон Уокер смешивал палкой химикаты, на ее конце образовалась засохшая капля. Чтобы убрать грязь, он чиркнул палкой по полу и вспыхнул огонь. Так появились спички. Уокер не запатентовал свое изобретение, но это сделал Сэмюэл Джонс, который однажды присутствовал при демонстрации изобретения. Он назвал их «люциферчики» и стал продавать. Такова хрестоматийная история появления спичек. Подробно мы писали о ней в нашем материале.

В России спички появились чуть позже, рассказываем в нашей статье историю возникновения некоторых популярных отечественных брендов.

Как все разгоралось

В нашей стране производство спичек началось в 1833 году. К 1848 работало уже более 30 мануфактур, которые специализировались на их производстве. Одна их таких, спичечная фабрика «Белка-Фаворит», была основана в 1909 году бывшими крестьянами. В качестве рабочих привлекались жители окрестных деревень. Вскоре компания начала осваивать и зарубежные рынки.

Спички даже были представлены на выставке в Милане, а еще экспортировались в западный Китай и Великобританию. Наследники той фирмы и по сей день продают спички под брендом Avion, узнать их можно по логотипу, которые представляет собой синий самолет на белом фоне.

Фосфор и сера

В 1947 году было принято решение о строительстве Череповецкой спичечной фабрики, но оно началось только в марте 1971-го. В 1992 году было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО"».

Аббревиатура составлена из первых букв названий основных материалов, традиционно используемых в производстве спичек: фосфор, эмульсия, сера, картон, осина. Сейчас бренд (как и многие другие) принадлежит Объединенной спичечной компании. Уже в ноябре 2000 года был выпущен 25-миллиардный коробок спичек.

С победой

Еще одна спичечная фабрика, «Победа», была основана в 1858 году. Там сохранилась уникальная технология производства коробков из шпона. Сейчас с конвейера ежедневно выходит более 3 миллионов упаковок спичек. Среди брендов, например, «Россия ВЛ».

В 2011 году была создана Объединенная спичечная компания, туда вошли «Белка-Фаворит», ФЭСКО и «Победа». Их совокупный объем производства в год составляет 3 млрд коробков. 50% идет на экспорт — в Европу, Азию, Африку и Америку.

На выставку в Брюссель

Балабановская экспериментальная фабрика появилась в 1951 году, а полноценное производство началось в 1954 году. Кроме стандартных коробков она выпустила первый сувенирный набор и кабинетные спички. Наборы фабрики даже экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе. В 1956 году появилась серия спичек с портретами знаменитых русских писателей. Видимо, эксперимент признали неудачным, потому что больше в таком формате они не выпускались.

По объёму продукции в 1980-е годы фабрика вошла в число крупнейших европейских производителей спичек. Продукцию под брендом «Балабановские спички» можно купить и сейчас.

В целом же в России существует много производителей на этом рынке. Они продают продукцию под брендами «Спички от души», «Спичкинъ» и другими. Всего в 2023 году было выпущено 1,8 млн условных ящиков (в один входит 50 тысяч спичек).

Полезные ссылки:

→ Зачем нужен товарный знак?

→ Бесплатный поиск по базам Роспатента

→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ

→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС

→ Зарегистрироваться в сервисе

(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей