Занятия с ребёнком дома часто воспринимаются как не самая приятная дополнительная нагрузка. Может быть, получится ограничиться только походами к специалисту? Он ведь лучше знает, что делать? Когда речь о детях с особенностями развития, это уж точно!
Но на деле заниматься дома важно и нужно. В этой статье расскажем почему.
Начнём с личного опыта Марины Клашкиной.
В самом начале пути, когда сыну только поставили диагноз аутизм, я пыталась организовать занятия дома. И все попытки благополучно превращались… как бы это помягче сказать… в хаос: игрушки летали по квартире, а Женя кричал и дрался.
Но я же не могла так просто сдаться!
Обратилась за помощью к специалистам из местного реабилитационного центра. Обойдёмся без названий. Занятия были бесплатными, но крайне короткими. Сначала специалист кропотливо заполняла бумаги минут 10, потом 5-10 минут занималась с Женей, а дальше снова заполняла бумаги.
Женя даже не успевал включиться в игру, ему только-только становилось интересно, как он уже слышал: “на этом всё”. А дома снова ничего не клеилось.
К слову, проблема не в конкретном центре. Занятия с детьми в принципе не проводят более 20-30 минут. Потом ребёнок устаёт и уже ничего не усваивает.
У мамы же гораздо больше времени, чем у любого специалиста. К тому же, она максимально включена в процесс и заинтересована в результате!
Но эта причина не единственная, чтобы заниматься с ребёнком дома. И речь не только о детях с особенностями или отставанием в развитии. Но и о нормотипичных детях тоже.
Что такое генерализация навыка и почему без мамы тут никак?
Генерализация навыка — это способность ребёнка применять усвоенные умения в различных условиях и с разными людьми. Это важный аспект обучения, который помогает убедиться, что навык не только выучен, но и может быть использован в любой ситуации.
Но почему это важно?
Рассмотрим на примере Жени. Он научился повторять ритм хлопков. Но на первых порах мог делать это только в кабинете на занятии. Чтобы навык был усвоен до конца, важно, чтобы Женя мог повторять хлопки не только со специалистом, но и с мамой, папой, а также в совершенно разных местах — в поликлинике, на улице или даже у реки.
Иначе какой смысл в умении? То, что ребёнок может делать только с конкретным специалистом и в определённой обстановке, он не сможет использовать в жизни.
И именно мамы играют ключевую роль в генерализации навыков. Они могут использовать каждую возможность для отработки в повседневной жизни — в машине, автобусе, во время прогулок. Допустим, специалист научил ребёнка определённому действию, но именно мама может повторять это действие в различных контекстах, помогая малышу “забрать навык в жизнь”.
Процесс генерализации — это не просто обучение, это создание уверенности у ребёнка в его способностях применять знания в любой ситуации. И подготовка к самостоятельной жизни.
Комиссии и прочая бюрократия
Одной из важных причин, почему стоит активно заниматься с ребёнком дома – это подготовка к неизбежным бюрократическим процедурам, таким как посещение психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Эти комиссии необходимы для оформления различных пособий, получения места в детском саду или школе, и при решении других административных вопросов, связанных с образованием и воспитанием детей с особенностями развития (и не только).
Для ребёнка такие встречи всегда источник серьёзного стресса. Неожиданная смена обстановки и необходимость выполнять задания перед незнакомыми взрослыми могут резко снизить его способность демонстрировать даже усвоенные навыки.
Регулярное домашнее обучение помогает закреплять навыки в привычной, безопасной обстановке, что повышает шансы малыша адаптироваться к стрессу и всё же показать, на что он способен.
Занятия дома не только для мамы
Важно и нужно вовлекать и других членов семьи в образовательный процесс. Папа, братья или сёстры – привлекаем к игре всех. Это не только способствует развитию навыков у ребёнка, но и укрепляет семейные связи.
А чтобы процесс шёл ещё быстрее, тренируйтесь и в необычных для малыша местах, например, дома у друзей или родственников. Это создаст дополнительные условия для генерализации навыков.
Самая веская причина заниматься дома
Это ценность времени.
Каждый день важен, и время утекает крайне быстро. К сожалению, для детей с особенностями развития, оно может утекать вместе с возможностями. Чем младше ребёнок, тем проще ему обучаться, тем легче устранить отставания в развитии.
Занятия дома – это возможность использовать каждую свободную минуту во благо ребёнка. Вне зависимости от того, сколько времени вы можете уделить обучению — пять минут или час — каждый момент ценен. Маленькие, но регулярные усилия способны принести значительные результаты.
Даже одни простая игра сегодня обязательно даст свои плоды. И нет, не нужны часы нудных занятий или горы оборудования.
Лучший тандем: почему стоит заниматься под контролем специалиста?
Мы считаем, что всегда лучше заниматься под контролем специалиста. Он увидит то, что может ускользнуть от глаз родителя. Заметит малейшие изменения и прогресс в развитии ребёнка, а также может предложить корректировки и методы обучения, которые наиболее эффективны в конкретном случае.
Вы наверняка знаете, что психологи ходят на супервизии для поддержания своей профессиональной компетенции. Так и родители нуждаются в ведении и поддержке. Каждая мама особенного ребёнка – это молодой специалист по работе с ним. А рекомендации и наставления от более опытных людей ей нужны подчас больше, чем “зелёному” психологу.
И этой статьёй о важности занятий дома мы не хотим сказать: “Никаких врачей! Только сами!”. Нет. Важно найти “своего” эксперта и стать с ним командой.
Командой, которая идёт к цели – счастливому и самостоятельному будущему вашего ребёнка.