Это продолжение статьи про творчество, первая часть здесь
Говорю без шуток: лучший способ быстро монтировать - это работать плохо. Ничего лишнего не снимать, выкидывать из монтажа всё возможное (звук, цвет, отсмотр готовых работ и т.д.) - и будет вам счастье. Есть люди, которые таким способом успешно построили карьеру.
Но работать плохо я вас учить не буду, потому что надо стараться делать хорошо - плохо само получится. Перечислю все известные мне способы ускорить монтаж. Какие из них применимы лично у вас, поймёте в процессе.
Буду говорить только про свадебный фильм как основную часть работы, с клипом и SDE разберётесь сами по аналогии.
И рассказ в основном про средний сегмент рынка, где варится большинство.
1. Научитесь работать
Банально, да? Было бы банально, если бы в мире не существовало страданий творческих людей )
Творчество - это когда ты не знаешь, что делать.
Мучаешься, страдаешь, рожаешь, теряешь время, монтируешь неделями. А на съёмке не можешь придумать ничего интересного (потому что не надо придумывать, сначала нужно просто копировать уже придуманное). Этим грешат новички и те, кто так и не освоили базу в достаточном объёме.
Когда работать умеешь - просто работаешь, а не ждешь вдохновения и подходящего гороскопа.
Ключ к быстрой работе - всегда знать, что делать
Это относится и к съёмке, и к монтажу, и к поклейке обоев.
→ Подробная статья про творчество
2. Формат фильма - длинный репортажный, 1 камера
Самый быстрый для монтажа формат - длинный репортажный фильм (+- час), снятый на одну камеру. Грубо говоря, вам нужно только подрезать начало и конец сцены, а остальные моменты заклиповать.
В среднем сегменте на одну камеру снимать экономически выгоднее, чем на две. Просто посчитайте свои расценки на 1/2/3 камеры, потраченное на монтаж и работу с ассистентом время - и поймёте, что я прав. Две камеры будут сопоставимы по КПД (деньги/время) однокамерной съёмке только при условии, что двухкамерный пакет у вас стоит в 1,5-2 раза дороже однокамерного. Но у кого так?..
Еврофильмы, тем более в современном репортажном стиле - чудовищно трудоёмки по сравнению с однокамерными репортажками. Над такими фильмами вы всегда будете работать в несколько раз дольше, без вариантов. И за примерно те же чеки (если не посчастливилось попасть в топ).
Так что если вас волнуют деньги и время, в первую очередь задумайтесь над форматом.
3. Точечная съёмка
Быстрый монтаж начинается с грамотной съёмки. А грамотная съёмка начинается с чёткого понимания, какое видео вы хотите получить в результате.
Вы заранее продумываете кадры и не занимаетесь поливаловом. В идеале ещё снимать кадры «монтажно», то есть сразу на площадке чередовать по крупности и действию. На практике не всегда возможно, но надо стремиться.
У вас получается минимум клипового материала, который потом легко разбирается левым пальцем правой ноги.
А если вы решили ловить живые моменты, принимайте соболезнования: вам придётся очень много снимать и очень долго разбирать отснятое. Запасайтесь терпением охотника и квадратной жопой монтажёрами.
И ещё полезно знать программу банкета, чтобы вечером снимать только необходимое.
4. Технически чистая съёмка
Чем чище материал - тем проще его монтировать. Это критически важно в длинных фильмах!
Поэтому уделите особое внимание оборудованию (скажем, камеры - только с матричной стабилизацией). Старайтесь всегда снимать так, чтобы исходники потом не пришлось причёсывать. Если вам приходится раз за разом долго ковырять что-то на монтаже (например, стабилизировать) - это ваша зона роста, задумайтесь.
5. Разбирайте свой материал сразу
Два ключевых слова: «свой» и «сразу».
Свой разбирать гораздо быстрее, это очевидно. А сразу после съёмки разбор по горячим следам пойдёт ещё бодрее.
Звучит классно, но как на деле? Я разбираю материал первой половины свадьбы уже на банкете. И в большинстве случаев монтирую клип тоже сразу на свадьбе. Один, без ассистента. Секрет успеха здесь - первые 11 пунктов этой статьи )). Вы заранее знаете, какие части банкета можно безболезненно пропустить, оставив время на монтаж (как правило, это разгон в начале + 1-2 вялых танцевальных блока + все перерывы).
Потом в SDE я могу добавить некоторые кадры с банкета - и клип готов.
После съёмки сразу синхронизируйте материал, бегло просмотрите и сделайте бэкап. Но это уже не скорость, а безопасность )
6. Быстрый компьютер
Не только мощное железо, но и нормальная монтажка. На Винде это DaVinci Resolve, на Маке - Final cut. Adobe Premiere тормозной везде и всегда, на нём монтаж будет идти дольше. Уж не знаю, насколько в процентах, но поседеете вы точно раньше времени.
Не экономьте на рабочем железе! Секунды фризов на таймлинии выливаются в часы и дни дополнительного времени.
Здесь слишком много деталей, гуглите. А если не хотите ковыряться, купите свежий Мак с большим SSD и забудьте про железо.
7. Изучите свою монтажную программу
Настройте горячие клавиши, оптимизируйте все процессы.
Курсов в интернете овердофига.
8. Разбор материала, организация монтажа и шаблоны
В зависимости от формата видео организация работы будет разной.
Есть два основных способа:
а) клипы и короткие еврофильмы монтируйте по-файнлкатовски
б) длинную колбасу - по-премьеровски
Если коротко, то первое - это когда отбор материала происходит в окне проекта через папки, теги и ключики.
Второе - когда колбасой на таймлинии.
Монтируйте проходами: сначала разбор материала, потом скелет (сюжет), потом монтаж, потом звук и цвет.
В длинном фильме быстрее сначала отобрать вторую камеру, потом монтировать как обычно (если бы снимали в одного). Если общий план ассистента ровный, в него вообще не надо заглядывать (см. п.4).
Заведите шаблоны. Часто используемые футажи, музыка, заготовки секвенций - всё нужно автоматизировать.
9. Снимайте в стандартном профиле и не красьте видео
Да, нормально покрашенное видео выглядит заметно дороже. Но если клиенты есть и результат вас устраивает - может, ну его, этот цвет?..
[прим. перфекциониста: хотя бы баланс белого выровняйте плиз]
10. Минимальная работа со звуком
Как и со съёмкой, быстрый монтаж звука начинается с грамотной записи на площадке, которая потом не потребует реставрации. Здесь не всё в наших силах, конечно - умелый звукач всегда найдёт способ испортить звук )
Откажитесь от интершума. Озвучивание видео помимо музыкальной подложки съедает много времени, «немое кино» монтировать быстрее.
Выравнивание громкости, шумодав, компрессоры, эквалайзеры, деэссеры - так ли обязательны?..
Аналогично цвету, плохой звук сразу портит впечатление, но разницу между хорошим и отличным оценит не каждый.
[прим. перфекциониста: хотя бы громкость выровняйте, я вас умоляю, смотреть невозможно]
11. Не отвлекайтесь во время монтажа
Когда моешь чашку - мой чашку, говорит восточная мудрость.
- Работайте в одиночестве, чтобы никто не дёргал (привет, любимая семья!)
- Уберите из поля зрения всё лишнее
- Отключите телефон
- Делайте перерывы на отдых
Известно, что один телефонный звонок выбивает из работы на полчаса. Любые другие отвлечения тоже.
Подробности.
12. Отсматривайте готовый фильм
Совет идёт вразрез с быстрой работой, но отсмотр необходим в любом случае.
Если вы полностью не отсматриваете длинный фильм и не вносите правки, вы гарантированно отдаёте его с косяками. И чем быстрее монтаж, тем больше косяков проскочит. Можете проверить.
Да, это плюс пара-тройка часов (в случае длинного фильма), но экономить на отсмотре нельзя - такое моё мнение. Если вы не отсматриваете свои фильмы, самое время начать.
0. Главное - постоянная рефлексия. Думайте, как оптимизировать работу, точите топор.
Собсна, всё. Изложил тезисно, потому что по каждому пункту можно проводить отдельный МК.
Если чего забыл, пишите комментарии голубиной почтой - так быстрее.
Ваш самый быстрый видеограф Миша Белоь.