Найти в Дзене

«Загадка Прометея» Лайош Мештерхази - мнение о книге

Сегодня хочу рассказать вам о романе «Загадка Прометея» венгерского писателя Лайоша Мештерхази. Эта книга была написана в 1973 г. в советской Венгрии и относится к жанру философской публицистики, а также альтернативной истории и историческому фэнтези. Когда перевод этой книги вышел на русском языке, то стал самым читаемым иностранным романом года. Тираж книги достиг немыслимой цифры в 500 тысяч экземпляров, а в редакцию поступал поток восхищенных писем. На родине писателя, в Венгрии, эта книга сейчас забыта, а в России и по сей день ее читают. Скорее всего вы, как я до недавнего времени, ничего не слышали об этой книге. Но мы можем найти ее упоминание в книге «Евангелие от Афрания» Кирилла Еськова, а также увидеть ее огромное влияние на книгу «Герой должен быть один» Ахейского цикла писателей Г. Л. Олди. Венгерский журналист и драматург Лайош Мештерхази обращается к теме древнегреческих мифов, но при этом с позиций псевдореализма и того, что он сам называет «научным подходом». Главной

Сегодня хочу рассказать вам о романе «Загадка Прометея» венгерского писателя Лайоша Мештерхази. Эта книга была написана в 1973 г. в советской Венгрии и относится к жанру философской публицистики, а также альтернативной истории и историческому фэнтези.

Когда перевод этой книги вышел на русском языке, то стал самым читаемым иностранным романом года. Тираж книги достиг немыслимой цифры в 500 тысяч экземпляров, а в редакцию поступал поток восхищенных писем. На родине писателя, в Венгрии, эта книга сейчас забыта, а в России и по сей день ее читают. Скорее всего вы, как я до недавнего времени, ничего не слышали об этой книге. Но мы можем найти ее упоминание в книге «Евангелие от Афрания» Кирилла Еськова, а также увидеть ее огромное влияние на книгу «Герой должен быть один» Ахейского цикла писателей Г. Л. Олди.

Лайош Мештерхази, 1974
Лайош Мештерхази, 1974

Венгерский журналист и драматург Лайош Мештерхази обращается к теме древнегреческих мифов, но при этом с позиций псевдореализма и того, что он сам называет «научным подходом». Главной темой является анализ мифа о Прометее, титане, который дал людям огонь, был за это осужден Зевсом и прикован к скале. После того, как Геракл во время одного из походов освободил Прометея, тот навсегда пропадает из мифов и народной памяти. Нет ни созвездий, названных его именем, ни храмов, ни мифов. Хотя именно огню люди обязаны своим происхождением и цивилизацией. Распутывая эту загадку, автор использует богатый корпус всех научных и не очень подходов.

Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)
Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)

Попутно он также анализирует и все связанные с этой темой классические мифы древней Греции, знакомые нам по школьным книгам. В основе повествования оказывается жизнь Геракла. Смешивая мифы и археологию, автор использует как источники и данные истории, и события легенд. Он датирует все двенадцать подвигов Геракла с точностью до года, и сопоставляет их с событиями в мире. Мы узнаем истинные причины Троянской войны, вместе анализируем экономическую ситуацию в Древней Греции и Египте, а также особенности психологии людей того времени.

А также Лайош Мештерхази использует весь корпус приемов, характерных для альтернативной науки. Мы иногда думаем, что лженаука и альтернативщина появились недавно, вместе с каналом Рен-ТВ. Однако на самом деле, большая часть заметных работ в этом жанре была написана в XIX и первой половине XX веков. Тогда научный подход уже сформировался, стало понятно, что одного религиозного мышления недостаточно, чтобы объяснить все вопросы мира. Однако научные знания действительно были неполными, наука не знала многого из того, что знает сейчас. И вполне допустимо было додумывать какие-то моменты, восполнять лакуны своим воображением и смелыми теориями. В конце концов, миф об Атлантиде, гипотеза о космическом эфире, обобщение с мёртвыми и даже версия о древних астронавтах в какой-то момент были вполне научными. В том смысле, что это было предположение, которое позволяло ответить на какие-то вопросы. Другое дело, что именно наука с тех пор нашла новые факты, опровергающие эту гипотезу. В этом нет ничего страшного, это естественный ход познания. Но приверженцы гипотезы отказываются с ней распрощаться, и придумывают новые и новые корректировки, чтобы привязать гипотезу к реальности.

"Прометей прикованный", Томас Коул
"Прометей прикованный", Томас Коул

Мештерхази использует подход, который хорошо знаком всем читателям альтернативный науки и изотерики. Он смело мешает в кучу рационализм и мифологию с домыслами. Здесь в одном предложении можно встретить термины «неолитическое революция» и «боги-олимпийцы». На полном серьезе автор рассуждает о том, когда именно Прометей принёс огонь людям. Путём вполне обоснованных рассуждений он получает две даты: либо десять тысяч лет назад, времена неолитической революции, либо миллион лет назад, первый факт постоянного использования огня человеком. Очень забавно, когда автор говорит, что «все это основано на научных фактах, антропологии и археологии», и забывает поставить под сомнение сам факт существования, например, богов. Таким образом мы получаем достоверную датировку Троянской войны и подвигов Геракла, точный расчёт срока жизни богов-олимпийцев (оказывается, Аполлон прожил около одиннадцати тысяч лет, а Гермес, возможно, ещё не умер).

-5

После одной фразы я искренне заподозрил автора в тонком троллинге. «Так как я приверженец научного метода, а значит материализма, я никак не могу допустить, что богиня Афина могла польститься на яблоко раздора, это было просто не в её характере». По-моему, великолепное смешение материализма с чем-то ещё.

Подвиги Геракла объясняют с точки зрения экономики и политики. Совершенно справедливо указывается на то, что вряд ли Геракл пошёл бы в поход на амазонок только за поясом царицы. Автор дает развёрнутое объяснение торговых связей античных городов с Турцией, рассказывает о борьбе партии войны и партии мира в Афинах, описывает культуру Египта, амазонок, древних финикийцев. Благодаря этому все подвиги Геракла, а также последующие события, складываются во вполне логичную геополитическую картину перехода от человеческих жертвоприношений и кровавых войн к мирной сельскохозяйственной экономике. Принимая мифологические события за твёрдые факты, автор элегантно вписывает в них и закат Нового царства Египта, и появление дорийских племён на севере Греции, и поступки многих исторических и мифических персонажей.

Триумф Ахилла. Худ. Франц фон Мач, 1892 г.
Триумф Ахилла. Худ. Франц фон Мач, 1892 г.

Впрочем, здесь даже на взгляд дилетанта, есть много натяжек, передёргиваний и искажения фактов. Когда нужно, он подгоняет датировки, усиливает или доводит до абсурда те или иные версии. Чего стоит только описание жертвоприношений амазонок! А также используют весь богатый арсенал чёрной риторики. Той самой чёрной риторики, которую мы знаем по самым известным псевдонаучным передачам. Постоянные повторения фразы «Я говорю вам только факты», после чего следует совершенно ничем не подкреплённые утверждения. Апелляция к здравому смыслу читателей, например, если мы доказали путём археологии существование Трои, это значит, что все дальнейшие логические построения, отталкивающиеся от существования Трои, в доказательстве не нуждаются. Это и показная скромная приверженность к «научному методу», который, как я уже говорил выше, вполне допускает существование богов олимпийцев паранормальных явлений. Но при этом научность подчёркивается.

Елена и Парис. Худ. Жак Луи Давид, 1788 г.
Елена и Парис. Худ. Жак Луи Давид, 1788 г.

Впрочем, всё это и делает книгу хорошим чтением для тех, кто хотел бы изучить этот вопрос. Если читать произведения альтернативной науки на более актуальные и животрепещущие темы, такие как медицина или современная политика, часто возникает раздражение от манипуляции или слишком много эмоций. Здесь же, на примере интерпретации древнегреческих мифов, можно вполне получать удовольствие от чтения и параллельно отмечать, какими приемами манипуляции пользуется автор.

Поймите меня правильно, это хорошая книга в жанре мифологической реконструкции. Как я теперь понимаю, в своем знаменитом романе «Герой должен быть один» Олди многое взяли из книги. Это не значит, что они оттуда что-то украли. Нет, они использовали тот же подход: саму систему рационального объяснения мифов так, чтобы остаться при этом в мире богов и героев, а не просто свести все к скучному материализм.

Хотя Мештерхази, как вполне профессиональный писатель, додумывает разговор Геракла и Прометея, или описывает никогда не происходившие события, и делает это вполне литературно.

Также не могу не высказаться по поводу спойлеров. А точнее, самого большого разочарования, которое ждало меня в конце романа. Весь роман автор размышляет, куда мог деться титан Прометей и почему мы больше не слышали о нём. И как мне показалось, название одной из глав в романе является жирным спойлером ко всей цепочке его размышления. Однако, как показала истина, я был не прав и автор совершенно не имел это ввиду.

-8

Ну и конечно пару слов о контексте. Как я уже говорил, книга написана в 1973 году, соответственно она полна неизбежных отсылок к Карлу Марксу, критики капиталистического общества и сатиры на западные страны. Уж не знаю, насколько сам автор верил в то, что писал, но сейчас, по прошествии времени, выглядит это забавно. Фраза типа «Гераклу были ненавистны человеческие жертвоприношения так же, как сейчас любому сознательному человеку ненавистен капиталистический эксплуататор». Это в Венгрии, жители которой меньше, чем через двадцать лет с радостью выйдут из зоны советского влияния! Впрочем, литература часто попадает под влияние политики.

Если вам интересно такое философское и слегка псевдонаучное чтение, то книгу я вам искренне рекомендую.

Спасибо, что читали!