Я уже рассказывала о серии «Агентство «Локвуд и компания» Джонатана Страуда. А сегодняшний обзор посвящён более ранним произведениям того же автора, которые принесли ему известность. Речь идет о «Трилогии Бартимеуса» – цикле романов об альтернативной истории Англии, где у власти стоят маги-демонологи.
Об авторе: Джонатан Страуд родился и вырос в Англии, окончил Йоркский университет. Затем работал в отделе игровой и популярной литературы в издательстве "Walker Books" и параллельно писал познавательные детские книги. Позже Страуд перешел в "Kingfisher Publications" на должность редактора детской научно-популярной литературы. В мае 1999 года вышел дебютный роман Страуда – «Сокровенный огонь», ориентированный на детей. Но настоящая слава пришла к писателю лишь спустя 4 года, когда вышла первая часть «Трилогии Бартимеуса». А на завершение всей серии у Страуда ушло всего два года (книги довольно внушительные по объёму). Трилогия, ставшая в 2006 году лауреатом Мифопоэтической премии, считается одним из лучших фэнтезийных циклов для детей и юношества. После головокружительного успеха «Амулета Самарканда» в Англии и в Америке кинокомпания MIRAMAX приобрела права на его экранизацию.
В первой книге «Амулет Самарканда» двенадцатилетний талантливый Натаниэль – ученик волшебника Андервуда, не сильно утруждающего себя обучением юного мага, – призывает джинна Бартимеуса и поручает ему похитить древний артефакт – амулет Самарканда, который защищает своего владельца от магических атак. Таким образом он хочет отомстить за своё унижение могущественному волшебнику Саймону Лавлейсу, который, в свою очередь, готов поднять на уши весь Лондон, чтобы найти и наказать вора. Однако в скором времени Натаниэль узнаёт, что Лавлейс готовит государственный переворот, и вместе с джинном пытается его остановить.
Во второй части трилогии «Глаз голема» амбициозный Натаниэль, который благодаря своим предыдущим заслугам устраивается на работу в Министерство внутренних дел, расследует дело сопротивления – простолюдинов с магическими способностями, которые борются с «потомственными» магами. При этом кто-то устраивает в Лондоне диверсии с самыми разрушительными последствиями. Натаниэлю приходится опять обратиться за помощью к Бартимеусу. Выясняется, что нападения совершает голем, а к его созданию явно приложил руку кто-то из министерства. Натаниэль с джинном разоблачают предателя.
В третьей книге «Врата Птолемея» семнадцатилетний Натаниэль уже входит в правящий Совет. Борьба за власть тем временем принимает всё больший размах. Заговорщики, которые пытаются свергнуть правительство, вселяют духов в тела волшебников, берут их под свой контроль и создают многочисленную армию. Натаниэлю и Бартимеусу приходится опять объединиться, чтобы остановить нашествие демонов.
Почему эту трилогию стоит прочесть: отлично прописанный мир с неповторимой атмосферой Лондона, прекрасный язык (тут заслуга и автора, и переводчика), «фирменный» страудовский юмор (особенно в диалогах саркастичного Бартимеуса), динамичный сюжет с элементами фэнтези и детективной линией (как и в «Агентстве «Локвуд и партнеры»), эволюционирующие на протяжении всех трёх книг персонажи. Главные герои не идеальны, но именно благодаря этому проникаешься к ним симпатией: они слишком похожи на нас.