Найти в Дзене

Почему фотографировать Петербург сложно?

Петербург очень непросто фотографировать.

Несмотря на его фотогеничность. А точнее - именно поэтому. Здесь всё уже сто раз сфотографировано до нас.

Фото автора
Фото автора

Когда собиралась переезжать, думала, не буду вылезать с улиц - буду снимать, и снимать город истово! Но, порой, выйду и возвращаюсь не сделав ни единого кадра.

А всё потому, что всякий раз понимаю: и это уже снято.

Вид на Исаакиевский собор с Мойки. Прекрасный. Но что нового он может дать зрителю? Какие новые эмоции?..
Вид на Исаакиевский собор с Мойки. Прекрасный. Но что нового он может дать зрителю? Какие новые эмоции?..

В каждом паблике про Питер обязательно есть Невский, Исаакий, какой-нибудь канал, Нева, роскошный фасад.

И обшарпанный фасад, и двор колодец - уже и это не оригинально. Хотя прекрасно в своем упадничестве.

Камчатка
Камчатка

Руки тянутся, а потом думаю: ну вот очередной характерный серо-охристый питерский пейзаж. И зачем мне он?..

Очень сложно разглядеть сквозь такое количество шаблонов что-то уникальное. Как бы странно это по отношению к Питеру ни звучало.

С придыханием смотрю работы классиков ленинградской фотографии. Этот секрет пока не открылся даже мне: почему, снимая одну и ту же статую в Летнем саду можно получить и шедевр и заурядную фотку?

Фотограф Александр Китаев
Фотограф Александр Китаев

На самом деле, кадры, которые вызывают восторг, только иногда получаются случайно, чаще за видимой простотой стоит настоящая работа. Например, фото в тумане, от которых лично у меня, перехватывает дыхание, иногда делаются с тщательной подготовкой. Фотограф смотрит прогноз погоды, уровень влажности, сопоставляет с погодой предыдущего дня. И, если по всем параметрам, предполагается туман, встаёт пораньше и отправляется на фотоохоту.

-5
-6
Фотограф Евгений Плюхин. 1970-е
Фотограф Евгений Плюхин. 1970-е

Или, бывает, что приходит на одно и то же место в разное время суток или даже года, в разную погоду, меняет ракурс. Если не сдаваться, обязательно получится кадр, про который потом можно будет сказать: даа, это оно.

Мастерство в том, чтобы снять очевидные и даже до дури привычные виды так, чтобы зритель посмотрел на них, будто впервые.

Не буду оценивать уровень своего мастерства, но вот пример такого случая: Петропавловка, снятая мною в разных условиях. Правда, первые три сняты походя, случайно и с разной последующей обработкой. Третье фото я сочиняла на Троицком мосту минут пятнадцать)

-8

-9
-10
Вид сквозь ограду Троицкого моста
Вид сквозь ограду Троицкого моста

Но иногда это действительно момент, который посчастливилось поймать и навсегда оставить его замороженным в своей секундной красоте.

Из окна своей кухни фотографировала мечущуюся на ветру занавеску. Только потом я заметила голубя. И он, на самом деле, сделал этот кадр.
Из окна своей кухни фотографировала мечущуюся на ветру занавеску. Только потом я заметила голубя. И он, на самом деле, сделал этот кадр.

Поэтому иногда я выключаю режим "я художник", перестаю стараться увидеть нечто необычное в привычном и просто делаю "щёлк".