В известной песне есть строчка «Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой». О военном прошлом родственников по отцовской линии вспоминает начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Брянской области полковник внутренней службы Жанна Чернявская.
– Хочу отдать дань памяти представителям семьи Музыковских, моей бабушке, ее братьям и сестре.
Их молодость пришлась на грозное военное лихолетье. В семье моей бабушки – Галины Григорьевны Музыковской, было четверо детей. Самый старший Александр, потом – Галина, Яков и Раиса.
Когда началась война, бабушка Галина училась на третьем курсе Днепропетровского университета. С первых же дней она ушла добровольцем на фронт.
Ездила в составе санитарного поезда, получила ранение при его обстреле. После ранения несла службу уже в медсанбате.
В 1943 году в госпитале познакомилась с бойцом, получившим контузию – Дмитрием Балевым, выхаживала его, могла успокоить, поддержать. У молодых людей вспыхнула любовь.
Дмитрий Балев (впоследствии мой дед) отличался дерзким, неукротимым характером. Семейные рассказы о том, как он взял в плен «языка», и, не рассчитав силу удара, убил его, за что был отправлен под трибунал и разжалован из капитанов в рядовые, я слышала с раннего детства.
Узнав, уже после выздоровления, что к бабушке неравнодушен еще один поклонник, примчался в госпиталь на танке и увез ее в буквальном смысле слова под венец.
Пройдя войну, Галина и Дмитрий не растеряли любви и уважения друг к другу, воспитали двоих детей, дождались внуков. Бабушки и деда давно уже нет в живых…
Говоря о брате бабушки – Александре Григорьевиче Музыковском – каждый раз испытываю трепет.
Кадровый офицер, окончивший Ленинградское (Санкт-Петербургское) высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени С.М.Кирова (в те годы – ЛПКУ), с началом войны служил на Западном фронте командиром стрелкового взвода 29-го стрелкового полка 38-й стрелковой дивизии, а также в составе 56-й стрелковой дивизии.
Пропал без вести. Датой завершения службы значится 30 июня 1943 года. Исключен из списков РККА Союза ССР Ворошиловградским военкоматом, о чем свидетельствует чудом уцелевшая справка 1947 года.
Многие годы бабушка пыталась делать запросы в различные архивы и инстанции, пытаясь установить обстоятельства гибели брата. Не удалось…
Красавец с трубкой, в военной форме, больше похожий на киноартиста – только эта фотография Александра Григорьевича, с дарственной надписью 1938 года своей девушке, сохранилась до наших дней. Так и лежит он где-то неупокоенный, верный Присяге боец, честный командир и офицер…..
Второй брат бабушки Яков тоже погиб в Великую Отечественную. Он был железнодорожником, его состав разбомбили немцы…
Есть раны, которые не заживают. Есть истории, которые не забываются. Есть обстоятельства, которые ранят в самое сердце, даже если идет речь о делах давно минувших дней.
Наша святая обязанность – помнить. Гордиться. Беречь память о людях, чьи судьбы и семьи перепахала война. И быть честным со своей Родиной – в труде, в любви к ней.
Я помню. Я горжусь. Служу России!
Записала Марина Алимова
Фото из личного архива Ж.В. Чернявской