Девушке приказали спрыгнуть с самолета, 10 дней она шла по тайге, а стала героем

2,6K прочитали

Три подружки задумали сделать невероятное и пролететь на самолёте от Москвы до Дальнего Востока. Целью было побить мировой рекорд, поставленный француженкой. А ещё — доказать, что женщины могут всё.

После окончания Великой Отечественной войны о Марине Расковой знали все в СССР. Её имя гремело, ведь она была главной среди «ночных ведьм» — авиационного полка, состоящего только из женщин. Но как она выжила десять дней в тайге после прыжка с парашютом, имея при себе только две плитки шоколада и горсть мятных леденцов?

В настоящее время

Я иду по Саратову и вижу, что здесь помнят о Марине Расковой. В её честь названы улицы, скверы, школы. Есть даже целый посёлок Расково недалеко от Саратова. Почему же здесь так чтят великую лётчицу? Именно здесь проводилось формирование и обучение женского авиационного полка. Здесь же, в Саратовской области, Марина Михайловна и погибла в январе 1943 года.

Сквер Марины Расковой. Саратов. https://sarpan.ru/gallery/58-skver_immariny_raskovoi/#gallery-19
Сквер Марины Расковой. Саратов. https://sarpan.ru/gallery/58-skver_immariny_raskovoi/#gallery-19

Про неё рассказывали легенды и в кругу врагов и среди лётчиц. Мне посчастливилось поговорить с одной из участниц этого полка, Ольгой Тимофеевной Голубевой-Терес. Она мечтала стать артисткой, но война внесла свои коррективы, и вот уже молодая девчонка рвётся в полк, который формировала Раскова.

Не зная практически ничего об авиации, она смогла не только стать мастером электрооборудования самолётов, но впоследствии и штурманом. Под руководством Расковой и вдохновляясь её примером многие девушки превращались в бесстрашных лётчиков, совершающих вылеты против фашистов.

По воспоминаниям окружающих, Раскова во время войны уверяла своих девчонок-лётчиц, что женщина может всё. И сама она не раз доказывала это, причём не только во время боевых вылетов.
© Кузин Алексей / Фотобанк Лори
© Кузин Алексей / Фотобанк Лори

Страсть к самолётам у Марины Михайловны появилась еще до войны, небо манило её, и она с удовольствием летала, ставя различные рекорды. Один из таких рекордов чуть не закончился для неё трагически.

Мировой рекорд

В 1938 году, когда о войне ещё даже не думали, три дерзкие лётчицы — Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова — решили установить женский мировой рекорд по дальности перелёта. Марина Михайловна, которой на тот момент было 26 лет, была штурманом самолёта. Ее напарницы были ненамного старше: Гризодубовой было 28 лет, а Осипенко — 31 год.

П. Д. Осипенко, В. С. Гризодубова и М. М. Раскова (слева направо). Фото: Репродукция. ТАСС
П. Д. Осипенко, В. С. Гризодубова и М. М. Раскова (слева направо). Фото: Репродукция. ТАСС

И вот три молоденькие девушки поднялись в воздух 24 сентября в Москве для того, чтобы без посадок долететь до Комсомольска-на-Амуре. Им предстояло преодолеть 6450 км.

Перелёт из Москвы на Дальний Восток продолжался сутки, и этим полётом советские летчицы побили мировой рекорд француженки, которая пролетела 4360 км.

Но в планы летчиц вмешалась нестабильная осенняя погода. Стоило им немного отлететь от Москвы, как началась облачность, все крупные города, над которыми парил самолёт, были в тучах, и маршрут пришлось прокладывать по радиокомпасу.

Самолет Туполев АНТ-37. фото https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9D%D0%A2-37
Самолет Туполев АНТ-37. фото https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9D%D0%A2-37

А когда пролетели над Красноярском, из строя вышла радиосвязь, и три летчицы остались без связи и малейших ориентиров, куда им двигаться, но зато с огромным желанием выполнить полётное задание и поставить свой рекорд. В тот момент, когда облака немного рассеялись, Раскова увидела очертания берега и доложила Гризодубовой, что они находятся над Тугурским заливом.

Полётное задание было выполнено! Но как посадить самолёт при такой облачности? Командир экипажа приняла решение садиться в Николаевске, но вскоре загорелся индикатор топлива — дотянуть до аэродрома не удастся. Валентина Гризодубова приняла решение сажать самолёт на болото.

Экипаж самолета «Родина»: Полина Осипенко (второй пилот), Валентина Гризодубова (командир), Марина Раскова (штурман). Источник фото https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskaya-krasavitsa-marina-raskova/
Экипаж самолета «Родина»: Полина Осипенко (второй пилот), Валентина Гризодубова (командир), Марина Раскова (штурман). Источник фото https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskaya-krasavitsa-marina-raskova/

Но в этом случае больше всего могла пострадать именно штурман Раскова, которая сидела в хвостовой части самолёта, поэтому ей был дан приказ от командира корабля прыгать с парашютом. По воспоминаниям Марины Михайловны, когда она услышала приказ, она опешила и, не найдя слов, просто погрозила Валентине кулаком.

Прыжок в тайгу

Но ослушаться всё же не смогла и шагнула в воздух на высоте 7000 м. Это был всего лишь третий прыжок молодой лётчицы и выполнялся он с боевым парашютом, а его купол меньше стандартного, соответственно, и скорость спуска больше.

Три подружки задумали сделать невероятное и пролететь на самолёте от Москвы до Дальнего Востока. Целью было побить мировой рекорд, поставленный француженкой. А ещё — доказать, что женщины могут всё.-6

Спуск прошёл хорошо, Раскова приземлилась на сосну и потом легко слезла на землю. Но что дальше? На тысячи километров вокруг тайга, а в кармане у штурмана только нож, коробка спичек, две плитки шоколада, горсть леденцов и револьвер, из которого, как условились девушки, нужно периодически стрелять, чтобы подать сигнал.

Тайга в окрестностях Комсомольска-на-Амуре. © Елена Абдураманова / Фотобанк Лори
Тайга в окрестностях Комсомольска-на-Амуре. © Елена Абдураманова / Фотобанк Лори

И Марина Михайловна пошла навстречу к своим боевым подругам, аккуратно пробираясь сквозь чащобы. Перед ней лежали километры болот и тайги, а она только приблизительно представляла себе, в каком направлении ей двигаться. Поэтому каким облегчением было выстрелить в воздух и услышать вдалеке ответный выстрел! Значит, у Валентины и Марины получилось, они смогли посадить самолёт.

Как выяснилось позже, Гризодубова совершила виртуозную посадку, и если бы Раскова осталась в кабине, она бы даже шишку не набила. Но случилось так, как случилось, и Марина Михайловна шла по лесу, растягивая свой мизерный запас провизии, собирая рябину и клюкву. Один раз она нашла грибы и хотела пожарить их на костре, но не рассчитала количество дров и устроила настоящий лесной пожар, от которого ей пришлось прятаться в болотах.

Самолет "Родина" на месте посадки в тайге. © Retro / Фотобанк Лори
Самолет "Родина" на месте посадки в тайге. © Retro / Фотобанк Лори

"Товарищ Сталин меня вывел"

Шли дни, и на долю Расковой выпало множество испытаний, которые только можно встретить в тайге. Она провалилась по шею в скрытое болото и смогла выбраться только потому, что вспомнила фильм «Девушка с Камчатки», где героиня попала в такую же ситуацию. Страдала лётчица и из-за нехватки воды, ей даже приходилось слизывать росу с листьев. Но самым страшным было то, что пробираясь через заросли кустарника, девушка встретила огромного медведя. Раскову сначала парализовало от страха, но потом она выхватила револьвер и сделала несколько выстрелов в воздух. Это испугало зверя и он, косолапя, убежал вглубь тайги.

В последнюю ночь перед встречей с подругами Марине Михайловне приснился Сталин, который усомнился в ней как в хорошем штурмане.

Проснувшись, она разозлилась: действительно, какой она штурман, 10 дней блуждает по тайге, а посадку самолёта найти не может! Уже к вечеру этого дня она вышла к ожидающим её подругам, которых уже к этому моменту нашли спасатели, развернув около самолёта целый лагерь, поджидая Раскову.

За выполнение этого сложнейшего перелёта всем трём лётчицам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Хочется вспомнить всех этих молодых девчонок, которые слишком рано повзрослели во время боевых действий. Возвращаясь к одной из участниц женского авиационного полка, Ольге Тимофеевне Голубевой-Терес, свою дочь она назвала именно Марина. И хоть Раскова прожила всего 30 лет и погибла, выполняя очередной полёт в 1943 году, за свою короткую жизнь она успела сделать так много и навсегда осталась в памяти людей как бесстрашная женщина и отважная лётчица.