Преступление и наказание в Средневековье: истоки и развитие юридического права

Если современному человеку задать вопрос: «Что такое преступление?», он без труда скажет, что это опасное деяние, которое запрещено законом. Причём вред оно несёт не только для потерпевшего, но и для общества в целом. Однако такое понимание главенствовало не всегда. О том, как понималось преступление в раннем средневековье рассказала кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Университета Лобачевского Арина Федюшкина в своей лекции «От обиды к преступлению: за что и как судили в Средние века».

Если современному человеку задать вопрос: «Что такое преступление?», он без труда скажет, что это опасное деяние, которое запрещено законом.

Самый ранний источник средневекового европейского права – так называемые варские правды. Так именовались своды обычного права германских племён (вестготов, бургундов, франков и др.) в период становления раннефеодальных государств. Они относятся примерно к 5–11 векам. Их возникновение исследователи связывают с принятием германскими племенами христианства, развитием и укреплением государственной власти. Кроме того, тогда же назрела необходимость письменного закрепления варварских обычаев для установления основ правопорядка в зарождающихся государствах.

В варварские правды входили:

  • Эдикт Теодориха
  • Кодекс Эйриха
  • Бургундская правда
  • Салическая правда
  • Эдикт Ротари
  • Вестготская правда
  • Алеманнская правда
  • Баварская правда
  • Рипуарская правда
  • Фризская правда
  • Саксонская правда
  • Тюрингская правда
«Все группы преступлений, которые встречаются в Салической правде, можно поделить на четыре вида. Первая группа – это преступление против личности (убийство, причинение вреда здоровью). Вторая группа – преступление против имущества (кражи). Салическая правда очень подробно регламентирует различные виды краж, особенно кража различных сельскохозяйственных животных. Третья группа подразумевает различные виды преступлений, которые посягают на честь. В первую очередь, на половую свободу и неприкосновенность, похищение и др. Последняя группа преступлений – это деяния против суда: лжесвидетельство, неявка в суд. Преступления против суда посягают на общинный порядок. Здесь нет никаких деяний, которые посягают на государство. Государство, порядок управления, даже личность короля ещё не подлежит правовой охране», – рассказала Арина Федюшкина.

Все деяния, которые описаны в Солической правде и других ранних варварских правдах, связаны с причинением вреда конкретному человеку, его жизни, здоровью, чести. И только опосредованно, через причинение вреда человеку, они посягают на общины и общинный порядок.

Если современному человеку задать вопрос: «Что такое преступление?», он без труда скажет, что это опасное деяние, которое запрещено законом.-2

Наказание за преступления

«Посмотрим на конкретных преступлениях. Начнём, например, с кражи годовалой свиньи. За такое деяние салическая правда предусматривает штраф в 3 солида. За кражу быка или коровы с телёнком – штраф в 35 солидов, кража раба оценивалась в 30 солидов. Рассмотрим более опасное общественное преступление, например, грабёж. Он отличается от кражи по признаку открытости хищения. Грабёж совершается открыто, поэтому должен наказываться строже. В салической правде за него предусмотрен штраф в 63 солида», – рассказала Арина Федюшкина.

Может показаться, что штрафы вменялись только за имущественные преступления. Но нет! Например, похищение невесты в салической правде оценивалось в 30 солидов. Причём, если участников похищения будет несколько, то штраф обязаны были платить все.

«Может быть, за самое тяжкое преступление, например, за убийство, мы найдем какое-то наказание посерьёзнее? Но снова – нет. Убийство римского крестьянина, человека, который занимает самую низшую ступеньку, наказывается штрафом в 63 солида. Убийство свободного франка – тоже штраф. Двести солидов. Убийство мальчика до 10 лет оценивалось уже дороже – 600 солидов. Таким образом, мы видим, что в салической правде основным видом наказания выступает штраф».

Как поясняет Арина Федюшкина, в те времена товарно-денежные отношения были развиты слабо и штрафы эти взымались в качестве эквивалента потерянного имущества. Это были очень большие штрафы. Например, бык стоил 2 солида, за корову нужно было отдать 3 солида. Получается, что штраф за убийство в 200 солидов – это 100 быков или 67 коров.

Нужно понимать, что у свободного обычного франка и одной коровы, скорее всего, не было. Обычный человек пятого века жил в хижине с открытым очагом, спал на земле со всей своей живностью и никаким особым имуществом не обладал.

«Но при этом свободный франк – общинник. Он – часть коллектива, общины. И, соответственно, его община в сложный момент должна прийти ему на помощь. Так говорит обычное право. Что же делать человеку, который совершил какое-то преступление? Он виновен, а денег у него на штраф нет. Сначала он должен опустошить все свои закрома, отдать всё свое имущество в уплату штрафа. После этого он должен привести 12 своих товарищей, которые вместе с ним поклянутся, что больше никакого имущества у него не осталось. После этого он должен проделать определенный обряд: зайти к себе домой, собрать по четырем углам горсти земли. Потом встать на пороге своего дома, лицом в дом, и левой рукой, через плечо, бросить эту землю за себя. Бросить эту землю на своего ближайшего родственника, после чего в одной рубахе, без пояса, без обуви, перепрыгнуть через плетень. И всё – штраф теперь должны уплачивать родственники», – рассказала исследователь.

Как правило, родственники также не обладали достаточным имуществом для уплаты штрафа. Поэтому они проделывали ту же процедуру. Если же и в этом случае денег не хватало, и никто больше за человека не поручился, тогда он будет платить штраф своей жизнью. Иными словами, поступать в рабство и отрабатывать то, что он не смог заплатить.

«Такие меры коллективной ответственности очень многим людям из общины были невыгодны. Представьте, у тебя есть какой-то родственник, который постоянно делает какие-то плохие дела, а ты должен за него все его судебные штрафы выплачивать. И на этот случай тоже салическая правда предусматривает вариант поведения. Можно было разорвать связи со своей общиной, отказаться от родства, и соответственно, никакие судебные штрафы не платить. Для этого нужно прийти в судебное собрание, взять три палки, разломить их и разбросать по четырем сторонам света. И после этого произнести определённую ритуальную фразу, что ты отказываешься от родства, наследства и соприсяжничества. И, соответственно, отказаться от того, чтобы платить судебные штрафы и от того, чтобы принимать и оставлять после себя своим родственникам наследство».

В следующей публикации мы расскажем, как происходили судебные процессы в Средние века.