227,1K подписчиков

«Человек он был дурной...» Почему несмотря на это император выделял Пушкина?

15K прочитали

Едва ли кто-то поспорит с тем, что Пушкин был крайне яркой персоной – не только как поэт, но и как личность. Именно поэтому и у большинства современников, и у правителей он вызывал весьма противоречивые чувства.

Сам же Александр Сергеевич вспоминал, что видел трёх российских императоров, каждый из которых сыграл свою роль в его жизни. Интересно, что с теплотой он отзывался о человеке суровом и сдержанном – Николае I.

Впрочем, и сам царь выделял Пушкина среди прочих литераторов. Как же появилось это «родство» двух столь непохожих людей, стоявших на совершенно разных социальных ступенях? И какими были отношения Пушкина и Николая I?

Едва ли кто-то поспорит с тем, что Пушкин был крайне яркой персоной – не только как поэт, но и как личность.

Вдали от Петербурга

«Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз… второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра не ищут».

Именно так писал Александр Сергеевич о Павле I, его сыне Александре и воцарившемся после него Николае. А ведь и правда – первого царя юный Саша Пушкин видел в детстве, второго считал лукавым и двуличным человеком, и только с Николаем Павловичем сумел найти общий язык.

Не секрет, что начало царствования Николая было связано с трагическими событиями. Восстание декабристов и последовавшая за ним казнь явно не лучшим образом сказались на репутации нового правителя.

Пушкин, без сомнения, присоединился бы к своим друзьям-мятежникам, вышедшим на Сенатскую площадь, однако в ту пору отсутствовал в Петербурге.

Дмитрий Белюкин «Пушкин в Михайловском» (фрагмент) / belukin.ru
Дмитрий Белюкин «Пушкин в Михайловском» (фрагмент) / belukin.ru

Тогда Александр Сергеевич находился в Михайловском, куда был отправлен из Одессы. Он уже давно мечтал о свободе и возможности снова приехать в столицу. Разумеется, после воцарения Николая Пушкин понимал, что теперь судьба его зависит от того, сумеет ли он найти взаимопонимание с новым царём.

Знакомство

В августе 1826 года Николай I приказал поэту приехать в Москву, где тот был лично представлен императору. Неизвестно, о чём в тот день первой встречи говорили Пушкин и монарх, однако можно предположить, что именно тогда было положено начало отношениям, ставшим редкостью в своём роде.

И Александр Сергеевич, и Николай Павлович практически боготворили Петра Великого, преклонялись перед его личностью и заслугами. Кстати, спустя пять лет после этой встречи Пушкин попросил разрешения у царя воспользоваться архивами для создания истории о Петре Первом, и Николай позволил ему изучить все государственные архивы.

Илья Томилов «Встреча Николая I с Александром Сергеевичем Пушкиным»
Илья Томилов «Встреча Николая I с Александром Сергеевичем Пушкиным»

Как отмечал профессор Евгений Петухов, в некоторых чертах характера Пушкина Николай Павлович вполне мог узнавать собственный нрав, столь знакомые ему рыцарские порывы и благородные устремления, которые создавали некое «родство» между поэтом и императором.

Посредники и окружение

Но неужели у Пушкина не было завистников, мечтавших пользоваться благосклонностью императора? Конечно, были, вот только их происки мало вредили отношениям поэта и царя.

К слову, крайне напряжённым было общение Александра Сергеевича и графа Бенкендорфа, являвшегося своего рода посредником между литератором и монархом.

Дж. Доу и мастерская «Портрет Александра Христофоровича Бенкендорфа» (фрагмент) / Военная галерея Зимнего дворца, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дж. Доу и мастерская «Портрет Александра Христофоровича Бенкендорфа» (фрагмент) / Военная галерея Зимнего дворца, Эрмитаж, Санкт-Петербург

К счастью Пушкина, Бенкендорф был далеко не единственным связующим звеном. Так, к примеру, с императором он мог общаться через одну из самых образованных дам того времени – Александру Осиповну Смирнову-Россет. Но почему Николай I с таким вниманием относился к Пушкину?

Во славу России

Демонстрируя милостивое отношение правителя к подданному, Николай Павлович преследовал собственные цели. Он, как и многие его современники, признавал великий талант Пушкина, а потому хотел, чтобы эта поэтическая деятельность принесла плоды – во благо и славу России.

Кроме того, произведения Александра Сергеевича император читал не только как строгий цензор, но и как доброжелательный читатель, тонкий ценитель литературы. Иногда на полях рукописей Николай делал свои правки в отношении стиля или некоторых фраз, причём Пушкин, несмотря на свой строптивый нрав, часто соглашался с царём.

Евгений Устинов «Пушкин, Натали, Николай I» (фрагмент)
Евгений Устинов «Пушкин, Натали, Николай I» (фрагмент)

По сути, Пушкин и Николай I были людьми, которые мечтали о процветающей счастливой России. Каждый из них сделал немало для своей страны: один – создавая бессмертные произведения, другой – занимаясь развитием государства в качестве правителя.

Их нельзя было назвать соратниками или друзьями, но некая «родственность» характеров действительно связывала столь разных людей.

Рассказывали, что перед смертью Александр Пушкин попросил Василия Жуковского передать императору его последние слова. Он желал Николаю долгого царствования, а также обрести счастье в своём сыне, наследнике престола Александре Николаевиче.

Дмитрий Белюкин «Смерть Пушкина» / belukin.ru
Дмитрий Белюкин «Смерть Пушкина» / belukin.ru

Многие стремились очернить или демонизировать Николая I, кто-то даже заявлял, что именно царь косвенно был виновен в гибели поэта. Однако и сам Пушкин был человеком николаевского времени, и в суровости императора-«солдафона» нередко видел большую пользу для Отечества.

«Жаль Пушкина, как литератора, в то время, когда его талант созревал; но человек он был дурной», - писал светлейший князь Иван Фёдорович Паскевич императору Николаю I. На что император отвечал: «Мнение твое о Пушкине я совершенно разделяю...»

Также рекомендуем почитать:

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))