Дочь Алексея Михайловича, царевна Софья, – пожалуй, самая харизматичная женщина 17 века. Сильная, умная, властолюбивая, амбициозная, она в короткий срок добилась всего и буквально в одночасье потеряла все. Она стала правительницей Русского государства, что было неслыханной новостью для домостроевской Руси. Какие качества характера позволили Софье Алексеевне добиться такого феноменального успеха?
От теремных барышень, которые вели уединенный, закрытый образ жизни и в зрелых годах обычно постригались в монахини, Софья отличалась необычайно живым умом, отличной памятью, неуёмной энергией и неженской предприимчивостью. Кроме закона Божьего, грамоты и арифметики она изучила всемирную историю и литературу.
Ее учителем был сам Симеон Полоцкий – знаменитый богослов и просветитель 17 века. Она с жадностью читала книги из отцовской библиотеки, ставила театральные представления и даже писала стихи.
Хотя из самых последних данных, к театральной жизни своего времени Софья не имела никакого отношения и ей ошибочно приписали достижения сводной сестры Натальи Алексеевны. Но это не умаляет её заслуг на другом поприще.
В 18 веке ее бы назвали просвещенной принцессой, а в конце 17 века она стала живым рубежом между патриархальной Москвой и петровской эпохой. Уже к 19 годам, то есть к моменту смерти царя Алексея Михайловича, это была не по годам развитая девушка, решившая во что бы то ни стало вырваться из домостроевского терема.
Принцесса «великого ума и великий политик»
Так отозвался о царевне Софье князь Б. И. Куракин, автор замечательных мемуаров. Это известие можно считать вполне достоверным и нелицеприятным: ведь Борис Иванович был одним из ближайших сподвижников ее непримиримого врага – родного брата Петра, который сверг ее и заточил в монастырь.
Просто князь, будучи умнейшим дипломатом своего времени, угадал в царевне родственную душу. Софья Алексеевна обладала феноменальным дипломатическим чутьем. Она расположила к себе часть московских бояр, в том числе, – знаменитого Василия Голицына, который был не только богат, но и просвещен иностранными науками.
После смерти болезненного Федора Алексеевича в царской семье развернулась ожесточённая борьба за власть между родственниками двух жен Алексея Михайловича – Милославскими и Нарышкиными. Первые отстаивали кандидатуру старшего, но болезненного Ивана, вторые – умного, здорового, но младшего Петра. Спор решил патриарх Иоаким, который поддержал Петра.
Что было делать Софье? Как ей было удержаться у кормила власти? Ради этой цели царевна действовала по принципу Макиавелли: «цель оправдывает средства». Она решилась на кровавую провокацию. Вместе со своими сторонниками Милославскими она пустила по Москве слух, будто Нарышкины «извели» царевича Ивана.
Результатом ее интриги стала жуткая бойня (известная в истории как стрелецкий бунт 1682 года) прямо в сердце столицы – в московском Кремле. После этой резни Дума по требованию разъяренных стрельцов назначила Софью правительницей при двух царях – Иване и Петре.
Удачное, но непрочное регентство
Известно, что сильные, харизматичные правители идут к намеченной цели по головам, зато потом входят в историю как великие полководцы, просвещенные правители, знаменитые реформаторы… Царевна Софья не была исключением. Тот же Куракин отмечает развитие в годы ее регентства (1682-1689 гг.) наук, ремесел, коммерции, так что «торжествовала тогда довольность народная».
Опираясь на ум и опыт Голицына, царевна Софья покровительствовала отечественному образованию (закончила создание Славяно-Греко-Латинской академии) и поощряла обмен опытом с Западом (через заимствования иностранных бытовых удобств, организацию обучения молодых дворян за границей). При ней были заключены как выгодные, так и невыгодные договора с Польшей и Китаем.
К примеру, Нерчинский договор с Китаем, по которому все земли по левому берегу Амура и его притокам отходили к Китаю, что фактически перечеркнуло все усилия по освоению этих земель за прошедшие 50 лет, хотя тут тоже есть моменты.
- На момент подписания Софья уже не была регентом и Головин из-за долгой дороги на восток больше года не знал об этом, да и действовал по большей части автономно.
- Поскольку русские не знали китайского языка, а это говорит о возможности сильного влияния на переговоры третьей стороны, то есть Ордена иезуитов, через которых велись переговоры.
- Это был первый договор между Россией и Китаем который кроме всего прочего разрешил вести взаимную торговлю.
Касательно же договора с Польшей, который носит название «Вечный мир» или "Мир Гжимултовского", Софья действительно подписала данный договор будучи регентом, но лично никоим образом не способствовала его заключению, то есть в договоре подтвердились те обязательства, которые уже были обговорены между странами задолго до даты подписания и к заслугам Софьи ну никак не относятся.
Кроме этого Софье приписываю отмену Местничества, но на самом деле отменил его Федр Алексеевич в январе 1682 года. Уверен что многие из вас знают, что значит этот термин, но все же напомню. Местничество - это Система по распределению должностей в государстве исходя из знатности рода.
Так оправдывают ли эти внешние и внутренние дела захват власти Софьей? Ведь она – как было сказано выше – фактически повторила путь известных узурпаторов, которых впоследствии (а иногда – при их жизни) провозглашали благодетелями.
Но в отличие от Екатерины II или Наполеона Софья не сумела удержать власть в руках. Во-первых, она правила при двух живых наследниках, а во-вторых, опиралась на ненадёжных стрельцов и не слишком решительного Голицына. И те, и другие подвели ее в решающий момент противостояния с повзрослевшим Петром.
Драма брата и сестры
Софья Алексеевна правила так властно и уверенно, словно забыла о существовании двух законных наследников – своих братьев Ивана и Петра. Первый был слабым и безвольным, но второй не тратил времени даром.
В селе Преображенском он собрал так называемые «потешные полки» (которые несмотря на свое веселое название были реальной боевой силой) и организовал вокруг себя внушительный лагерь сторонников. Столкновение между братом и сестрой было неизбежно.
Был ли у Софьи шанс удержаться у власти? Ведь реальная сила как будто была на ее стороне. Однако при первой же конфликтной ситуации (в 1689 году) окружение царевны массово перешло на сторону активного, целеустремленного и не менее (а в чем-то – даже более) властолюбивого Петра.
В результате Софья оказалась в монастыре, где после неудачной попытки вернуть потерянную власть (в 1698 году) закончила свои дни. Можно ли считать царевну Софью предшественницей императриц 18 века? Или ее правление – исключительное в отечественной истории?