Найти тему

Триллер «Искупление» Канаэ Минато – мастера стиля иямису: одно преступление, изменившее четыре жизни

В последнее время всё большую популярность набирают детективы и триллеры азиатских авторов. Почему-то мне читать их сложнее, чем европейские и американские. Они оставляют после себя особое послевкусие – не могу сказать, что плохое, просто другое. К таким относится и «Искупление» Канаэ Минато – мастера стиля иямису.

Триллер «Искупление» Канаэ Минато – классический образец направления иямису, популярного среди азиатских авторов
Триллер «Искупление» Канаэ Минато – классический образец направления иямису, популярного среди азиатских авторов

Иямису – относительно новое направление, родоначальником которого стала японская, китайская и корейская литература. Его цель – погрузить читателя в мрачные глубины человеческой души. На английском этот жанр называется eww-mystery (фу-тайна): герои таких историй читателю, как правило, не симпатичны и не вызывают сопереживание, но от описания их поступков невозможно оторваться.

По «Искуплению» Минато в Японии снят сериал. Говорят, весьма популярный. Сюжет довольно незамысловатый. Пять десятилетних школьниц играют в волейбол рядом со школой. К ним подходит мужчина и просит помочь проверить вентиляционную систему в раздевалке школьного бассейна. Он выбирает одну девочку и уводит ее. Спустя какое-то время, спохватившись, что подруги давно нет, девочки идут искать Эмили в раздевалке, где и находят ее мертвое тело. Во время допросов ни одна из школьниц не может вспомнить лицо насильника и убийцы. Через 3 года мать погибшей девочки собирает их вместе, обвиняет в смерти дочери, требуя найти убийцу и обещая отомстить каждой из них, если они этого не сделают до истечения срока давности преступления (в Японии он составляет 15 лет). И эти обвинения несчастной матери не поддаются никакой логике.

Кадр из сериала «Искупление» режиссёра Киёси Куросава (2012 год)
Кадр из сериала «Искупление» режиссёра Киёси Куросава (2012 год)

Затем последовательно идут истории каждой из четырех свидетельниц – уже взрослых женщин. Каждая из них, нося в себе глубокое чувство вины, переживает свою трагедию, о чем рассказывает матери убитой подруги. Последнюю, пятую, историю рассказывает мать Эмили. В конце убийца найден, а его мотивы – раскрыты (хотя и вызывают недоумение и сомнения в его психическом здоровье).

Произведение довольно тяжелое. Динамики немного, читать тяжело: поднимаются темы педофилии, сексуальных извращений, суицида и пр. Практически все мужские персонажи в книге вызывают отвращение. Но и к героиням не испытываешь чувства жалости. Как пишут в аннотации, произведение «заставляет всерьез задуматься об ответственности за поступки, которые мы совершили, – или, наоборот, не совершили, что оказалось еще хуже». Вот с этим не могу согласиться. Такое ощущение, что аннотацию писал человек, который книгу не читал. Фактически на десятилетних детей возложили невыносимое бремя ответственности за трагедию, что привело к огромному чувству вины. А это, в свою очередь, сломало или трагически изменило жизнь каждой из четырех «соучастниц».

Постер к сериалу «Искупление» режиссёра Киёси Куросава (2012 год)
Постер к сериалу «Искупление» режиссёра Киёси Куросава (2012 год)

Детективная линия хотя и присутствует, но занимает далеко не главное место. По мере того, как каждая женщина рассказывает свою историю, почти забываешь о том, что привело к этим событиям. Эта история не столько про ответственность, сколько про моральный выбор каждой героини. Три из них просто молча принимают навязанное чувство вины, четвертая же предпринимает попытку найти убийцу.

Перечитывать точно не буду, но книга заставляет задуматься.