О детском спектакле «Затерянный мир» Московского драматического театра «Модерн»
Детский театр отличается от взрослого тем, что ребенок ждет от театра настоящего чуда. То есть чуда он ждет от всего, что его окружает, в том числе - от театра. И профессиональный театр это учитывает.
В театре «Модерн» много возможностей для создания чуда: есть специальные цеха по конструированию необычных декораций, требующих сложных инженерных решений, костюмерные с специалистами по истории моды, профессиональный свет, реквизит и пр. Но в спектакле по роману Артура Конан-Дойла «Затерянный мир» театр переплюнул сам себя, воссоздав движущиеся модели древних звероящеров с палеонтологической скрупулезностью и музейной достоверностью.
Особенно забавно звучит обращение к зрителям перед началом второго действия: «Просьба не кормить динозавров и артистов, потому что они могут обидеться и убежать». Дети в восторге не только от предвкушения чуда, которое вот-вот произойдет на сцене, но и подсознательно освобождаются от страха перед неведомым.
Весь спектакль наполнен предвкушением этой необыкновенной встречи: затаив дыхание, зал ждет встречи с динозаврами. Это ожидание искусно подогревается героями пьесы, одни из которых знают, что на острове обитают доисторические животные, другие отказываются в это поверить. И когда динозавры наконец появляются, восторгу обрадованной публики нет конца.
Стоит отметить высокое качество выполнения фигур динозавров, приводимых в движения актерами. Один динозавр весит 100 кг, и исторгает раскатистое утробное рычание. Работа очень высокого качества, вплоть до мельчайших складочек на шкурах, не говоря о реалистичных мордах с горящими глазками. Динозавры — не единственные животные на сцене: в действие включены жизнерадостные черные мохнатые человеко-обезьяны, зажигательно танцующие и озорные.
Актеры играют с веселым азартом, как и положено в детской сказке. А когда на сцену выходит большой добродушный Самба (Дилон Олойеде), сияющий добротой и получающий огромное удовольствие от того, что можно развлечь детей, детские глаза зажигаются весельем и радостью.
Но и взрослые не скучают. В спектакле много юмора и сатирических намеков, понятных только им: забавно выглядит журналист, которого не выпускают из клетки на научном заседании, требующий допустить в экспедицию независимую прессу.
В спектакле много движения, музыки, ритма, света, костюмов, сделанных со вкусом и знанием истории костюма: на ученом совете появляются шотландцы в настоящих шотландских килтах (оммаж шотландскому происхождению Конан-Дойла). На сцене нет ничего случайного — все проработано и выполнено с куражом и знанием дела.
Одним словом, Юрий Грымов сделал первоклассное шоу, красочное и зажигательное, грамотное и технически сложное, которое ни капли не уступает модным шоу-однодневкам, не дотягивающим до уровня театра «Модерн» ни технически, ни эстетически. Профессиональное шоу со вкусом настоящего художника, в визуальном плане безупречное — особенно в отличие от массовой безвкусицы, активно продвигаемой на рынке развлечений. А заключительная тема бережного отношения к природе звучит необходимой грустной нотой, оттеняющей легкость веселья, настраивая на серьезные размышления, как и положено в настоящем искусстве.