Два российских маркетплейса — Ozon и Wildberries — впервые вошли в топ-10 крупнейших мировых площадок по количеству активных сессий по итогам 2023 г., пишут «Ведомости».
На Wildberries, который занял 9-е место по популярности в мире, пользователи заходили в среднем 343 млн раз в месяц, на Ozon, который расположился на 10 строчке рейтинга, — 316 млн раз.
Лидером среди интернет-пользователей стала американская площадка Amazon, где ежемесячно фиксируется 4,7 млрд заходов.
Авторы исследования рынка интернет-торговли — компания Data Insight — объяснила, что в расчет брали показатели российских маркетплейсов с оборотом более 100 млрд руб. в год, в России четыре таких площадки: Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и «Мегамаркет». На них приходится 92% от всех интернет-заказов в России, а их совокупный оборот составил 4,4 трлн руб., говорится в исследовании. Авторы уточняют, что на Ozon и Wildberries приходится 78% от общего числа заказов.
В исследовании Data Insight сказано, что в России рынок интернет-торговли расширялся быстрее, чем в других странах: в 2023 г. объем рынка вырос на 36%. Количество заказов на российских маркетплейсах за год выросло на 82% до 5,1 млрд штук.
На втором месте после России по темпам роста оказались Филиппины. В США и в Южной Корее темпы роста составили всего 11% за 2023 г.
При этом рынок онлайн-торговли России, куда, помимо маркетплейсов, входят также сервисы доставки еды, лекарств и т. д., за 2023 г. вырос на 48% по сравнению с 2022 г. и достиг 7,9 трлн руб. В Data Insight прогнозируют, что в 2024 г. рынок вырастет еще на 36% до 10,7 трлн руб., а в перспективе четырех лет — к 2028 г. — превысит 20 трлн руб.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что Wildberries и Ozon продемонстрировали в 2023 г. выдающиеся показатели. При этом для них существует еще очень большой потенциал роста: Ozon планирует в 2024 г. нарастить обороты на 70%, а Wildberries — на 60%:
В ближайшие годы позиции крупнейших российских маркетплейсов в международных рейтингах будут повышаться. Единственным ограничением может являться возможное ослабление рубля и валют сопредельных стран, в которых сейчас активно работают Wildberries и Ozon, это и Белоруссия, и Казахстан, и Узбекистан. В этих странах есть очень большой потенциал роста, и динамика экспортных продаж этих маркетплейсов более высокая, чем продажи на рынке.
Отметим, что ранее ФАС признала доминирующее положение Wildberries и Ozon, на эти маркетплейсы приходится 80% рынка онлайн-торговли, сообщал DK.RU. При этом там отмечали, что само по себе доминирующее положение (в том числе доля рынка в сегменте интернет-торговли) не является нарушением. А вот злоупотребления господствующим положением — повод принять меры, говорили в ФАС.
Добавим, что на данный момент правительство рассматривает законопроект об онлайн-торговле. В нем, например, предлагают найти альтернативу слову «маркетплейс» и закрепить за площадками ответственность при продаже некачественного товара. Кроме того, правительство рассматривает законопроект, который введет для маркетплейсов предельную долю на рынке, а в случае ее превышения ограничит их в открытии новых пунктов выдачи.