Одной из ключевых идей Канта было утверждение, что мораль не сводится к стремлению к собственному счастью, а является учением о том, как стать достойным счастья.
Моральные принципы не должны опираться на наши личные желания, убеждения, стремления и обстоятельства. А должны быть абсолютными. Основой для моральных законов должен быть чистый разум. Истинное счастье, по мнению Канта, может быть достигнуто только через следование моральным принципам не из-за страха наказания, надежды на вознаграждение или общественное одобрение, а потому что это правильно и справедливо.
Короче говоря, видимо, истинное счастье недостижимо. Расходимся!
Категорический императив Канта вкратце гласит: 'Поступай только по таким правилам, которые ты можешь желать, чтобы они стали всеобщим законом'. Категорически, как гриццо, согласна. Но, к великому сожалению старика Канта мало, кто читает.
Представьте, что у вас есть возможность обмануть кого-то, чтобы получить выгоду. Согласно категорическому императиву, вы должны спросить себя: 'Хочу ли я чтобы обман стал общепринятым правилом в обществе?' Если ответ 'нет', то обман становится недопустимым. Своровал ты что-то, значит будь любезен, не возмущайся, когда что-то свистнут у тебя. Спишь с женатым, будь готова объяснять, своей рыдающей из-за гулящего мужа дочери, что это замечательно.
Мораль – это не цепи, а игра,
где выбор – обязательней всего;
основа полноценности добра –
в свободе совершения его.
И.Губерман
Истиная мораль и нравственность проявляются в том, как мы ведем себя, когда нас никто не видит. Человек, обладающий хоть каким-то воспитанием, не выбросит на улице мусор в любом случае – увидит ли это кто-нибудь или нет – он будет нести свою бумажку до урны, даже если для этого придется шастать 40 лет по пустыне. Лицемерие – мерзкая штука. Как говаривала незабвенная Фаина Раневская Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью. В целом, обман в любом его проявлении – зло. Я вот, например, не вру. Не потому что я такой хороший или порядочный человек, мне просто лень. Это же надо запоминать, чего кому когда соврал, а у меня еще и память плохая. В общем, не мое. Лень – это лучший из смертных грехов. Он мешает совершать остальные шесть.
О том, что такое хорошо, что такое плохо – тоже можно дискутировать долго. Но желательно помнить, что твое «хорошо», не должно делать кому-то намерено «плохо».
Твоя свобода размахивать руками, заканчивается у кончика носа другого человека. У этой цитаты, есть много интерпритаций
Одним из показателей того, что ты поступаешь неправильно на мой взгляд является невозможность рассказать без стеснения и смущения о своих поступках своему ребенку, например. Нормальные люди ходят воспитать хороших детей, с адекватными представлениями о морали и нравственности. И если вы понимаете, что не хотите, чтобы ваш ребенок узнал о том или ином вашем поступке, скорее всего вы поступаете неправильно. Представьте такие разговоры: «гордись сына, батя у тебя алкоголик», или, «смотри, сколько твоя мамка украла сегодня», или «сына, отец-то у тебя молодец, матери твоей сколько лет изменяет». Хотя есть субъекты, ошибочно именующие себя людьми, которые этим действительно гордятся, но цитируя Стругацких они в таком случае «и по Канту дерьмо, и по Гегелю».
Мораль не есть просто средство для достижения личного счастья, а высшая цель человеческой жизни. Старик Кант призывал людей действовать согласно своему долгу и стремиться к достоинству, жить с учетом общих норм и ценностей, а не личной выгоды. Этот принцип помогает нам строить моральное поведение на основе универсальных принципов и создавать более справедливое и гармоничное общество.
А так как аффтор не является хфилософом, и к научным кругам, квадратам и прочим фигурам отношения не имеет, свой принцип сформулирует попроще: оставайся человеком в любых обстоятельствах, поскольку: а) любые маски рано или поздно слетают, б) если пытаться усидеть на двух стульях, есть большая опасность прищемить тестикулы с) кармой всегда прилетает в бубен.