Собрание моих виниловых пластинок коллекцией назвать сложно. Скорее это фонотека любимой музыки. Дело в том, что системно я к коллекционированию не подхожу. Отдельные лейблы я не собираю, а себе на полку ставлю только те пластинки, которые люблю и слушаю. Исключение составляет коллекционирование легендарного альбома Pink Floyd – The Dark Side Of The Moon. Его я собираю в разных изданиях и вариантах. Напишу пару строк, как я дошёл до жизни такой.
О музыкальных достоинствах этого альбома и о чудесах звукозаписи можно писать бесконечно. Да и самыми разными критиками о нём написано уже столько, что добавить, пожалуй, нечего. Pink Floyd - одна из моих самых любимых групп. Когда я впервые услышал эту команду, то был просто поражён её звучанием. Насколько их музыка отличалась от других коллективов того времени. Классифицировать её музыку под определённый стиль, дело неблагодарное. Слишком много там было всего намешано. В их музыке можно было услышать элементы прога, блюза, фолка, джаза, харда и даже панка в отдельных работах. Но главным её стилем была психоделия. Причём психоделия не сырая в духе многих групп 60х годов, а уже вполне зрелая и продуманная, от которой кровь стынет в жилах и учащается пульс. Символично, что именно ритм пульса открывает культовое музыкальное полотно - Dark Side Of The Moon. Я не могу сказать, что этот альбом у меня самый любимый. Мне всё же ближе Animals и Wish You Were Here. Но самой знаковой работой Pink Floyd был именно Dark Side. Несмотря на очень разнообразный и контрастный материал, музыкантам удалось объединить его во единое, и выдать в свет концептуальную работу с прологом, общим сюжетом, кульминацией и эпилогом. Альбом получился очень мрачный, таинственный, загадочный и безумно интересный. А его непредсказуемые повороты и звуковые эффекты вводили слушателя в настоящий транс. До этого ещё никто и никогда такое не делали. Да и сейчас Dark Side Of The Moon слушается очень современно. Хотя, я знаю, что недоброжелателей у этого альбома тоже хватает. Некоторым его материал показался непонятным, а многим меломанам он уже просто приелся. И, тем не менее, равнодушных к нему точно нет. Именно поэтому тиражи его изданий на виниле и других носителях огромны. И почти каждый год выходят новые переиздания, которые всегда находят своих покупателей. Именно это и послужило поводом моего «заболевания». Расскажу, как я подсел на этот процесс.
Началось всё это ещё в старые добрые времена. Ко мне тогда попали три разных издания на виниле – английское, немецкое и американское. Все три были переиздания конца 70х годов. Но в то время на это никто особого внимания не обращал. Главное все три диска были в отличном состоянии. Продавать их было жалко, и я решил эти пластинки попридержать. А в дальнейшем, когда появился интернет и выход на Ebay, я поставил себе цель собрать все прессы этого альбома ведущих стран. После того, когда эта затея осуществилась, я начал собирать экзотические издания. Сейчас у меня их больше сотни. Некоторые я просто держу как сувениры для полки, и они даже ни разу не видели иглу. Это разные бутлеги, пикчеры и разноцветные леденцы, а так же настенные сувениры в рамках золотых и платиновых дисков. Есть у меня много очень редких изданий экзотических стран. Есть первые английские, немецкие, американские, японские прессы, а так же первые издания других стран. Есть юбилейные издания. Есть прессы с квадро миксом. Есть аудиофильские MFSL и UHQR. Наверное, многие зададут вопрос – «зачем мне всё это нужно?» Однозначно ответить у меня не получится. Мне просто интересен сам процесс коллекционирования. Пожалуй, это просто мои любимые игрушки. Но все эти игрушки имеют свою звуковую окраску и свою коллекционную ценность. Я уже выставлял свою коллекцию на разных сайтах и форумах. Не все относились к ней положительно. У некоторых было недоумение и даже пренебрежение к этой моей «шизе». Но доброжелателей было несоизмеримо больше. Абсолютное большинство меломанов отнеслись к моему увлечению с пониманием и одобрением. К тому же, я вовсе не ограничиваю свою коллекцию только одним альбомом и одной группой. У меня очень разносторонний музыкальный кругозор.
Меня часто спрашивают, какое издание этого альбома самое лучшее, и какое лучше звучит. Об этом вы сможете прочитать внизу ленты этой публикации.
Представлю здесь все издания этого альбома из моей коллекции.
Англия первый пресс.
Англия квадро.
Англия скошенный лейбл. (брак)
Англия контрактный пресс завода Multiple Sound Distributors.
Англия миспресс. Нет надписи по кругу лейбла.
Англия подписанный.
Ирландия.
UHQR
MFSL
Япония 1
Япония 2
Япония клубный пресс
Германия 1
Германия 2
Германия квадро.
Германия белый.
Австрия Швейцария клубный.
Франция.
Франция прозрачный.
Голландия.
Швеция.
Италия.
Испания.
Португалия.
Греция.
Турция.
USA 1
USA 2
USA 3
Канада.
Югославия 1
Югославия 2
ГДР 1 квадро.
ГДР 2
ГДР 3
Чехословакия.
Польша.
Россия.
Израиль.
ЮАР 1
ЮАР 2
ЮАР 3
Зимбабве.
Мозамбик.
Австралия.
Новая Зеландия.
Корея 1
Корея 2
Корея 3
Корея 4
Корея 5
Корея 6
Филиппины.
Китай.
Малайзия Сингапур Гонконг.
Индия 1
Индия 2
Бразилия.
Аргентина.
Перу 1
Перу 2
Чили.
Боливия.
Уругвай.
Колумбия.
Венесуэла.
Гватемала.
Мексика.
Англия 1997г.
Англия 1997 г. 100 лет EMI.
Ремастер 2003 г.
Ремастер 2011 г.
Ремастер 2013 г.
Ремастер 2016 г.
Ремастер 2023 г.
Юбилейный бокс 50 лет.
Юбилейный бокс 50 лет 2024 г. 2 Clear Vinyl
Журнал MOJO.
Австрия альтернатив.
Япония бутлег.
EU альтенатив.
Концерт на Уэмбли.
Концерт на Уэмбли бутлег.
Тинк Флойд.
Белый.
Прозрачный.
Золотистый.
Оранжевый.
Оранжевый прозрачный.
Коричневый прозрачный.
Синий.
Синий прозрачный.
Голубой мраморный.
Фиолетовый.
Тёмно фиолетовый.
Зелёный.
Жёлтый.
Жёлтый прозрачный.
Розовый.
Пикчер 1
Пикчер 2
Пикчер 3
Пикчер 4
Пикчер 5
Золотой.
Платиновый.
Трибют.
Альбом Роджера Уотеса 2023 г.
В 2023м году к 50летию альбома был выпущен юбилейный бокс. В него вошли две виниловые пластинки – ремастер 2023го года, и концерт на Уэмбли 1974го года. Так же два таких же компакт диска сделанные под мини LP, DVD, два Blu-Ray, две виниловые сорокопятки, огромный фото альбом с нотными партитурами и ещё разные буклеты и постеры. Всё это было упаковано в отдельных коробках и отдельных папках.
Очень много вопросов возникает - какое издание самое ценное и какое лучше звучит. Записан этот альбом, хоть не эталонно, но очень качественно. Записывал его в студии Abbey Road Алан Парсонс, и звук у него получился очень эффектный. Поэтому, многие издания звучат великолепно. Особо отмечу второй немецкий пресс, второй японский, первый французский. Неплохо звучат некоторые американцы, но здесь есть свои нюансы. В США в те годы альбомы печатались на нескольких заводах одновременно. И звук у них может сильно отличаться. Ещё отмечу первое корейское издание. Диск был урезан на два трека, поэтому нарезка на нём получились шире, и на звуке это сказалось положительно. Отлично звучат аудиофильские издания MFSL и UHQR. Но из всех изданий мне больше всего нравится первый английский пресс с матрицами A-2/B-2 и голубой призмой на лейбле.
Он был выпущен на заводе EMI и мастерил его Гарри Мосс. Но здесь тоже есть свои нюансы. Ходили слухи, что на некоторых треках звук у этого издания слегка завален по частотам. И даже следующий пресс с матрицами A-3/B-2 звучит лучше и без искажений. Но дело в том, что тираж его был огромен, и естественно звук на дисках, отпечатанных с более поздних стемперов, уже слегка замылен. У меня есть два диска первого английского пресса. Один с однобуквенными стемпреами, другой с трёхбуквенными. Однобуквенные стемпера указывают, что диск был отпечатан из первой тысячи тиража. И звучит он великолепно, без всяких завалов и искажений. Диск с трёхбуквенными стемперами спектрально звучит идентично. Но на нём уже нет такой прозрачности и реалистичности.
Но не только звук главное достоинство этого издания. У него ещё самая высокая коллекционная ценность. А коллекционерам очень важна самая полная первая комплектность и самые первые кредиты на лейбле и конверте. Расскажу немного обо всех особенностях этого издания. Первый английский пресс был издан в марте 1973го года на заводе EMI. Первый лейбл его был с голубой треугольной призмой. Позже издатели посчитали, что названия композиций и кредиты на такой этикетке смотрятся недостаточно контрастно, и все дальнейшие переиздания уже выходили с обычным чёрным треугольником. Самые первые матрицы у этого издания были A-2/B-2. Самую первую нарезку 1/1 Гарри Мосс забраковал и уничтожил. Не существует даже тест пресса с такими матрицами. Автограф Гарри Мосса на сгонах диска первого пресса ещё не стоит. Он начал указывать свои инициалы на матричных данных приблизительно с 1975го года.
С первой матрицей существует только английский квадро пресс, и то на второй стороне.
Есть ещё датский пресс, который по лейблу и комплектации полностью идентичен первому английскому изданию. Разница у него лишь в том, что на матрицах не были проставлены номера, и на сгоне не указаны стемпера завода EMI.
И ещё выходил английский контрактный пресс завода Multiple Sound Pressing. Но, он вышел немного позже оригинала, и на нём лейбл уже с чёрным треугольником.
Так как тираж альбома был огромен, существует очень много разных кроссоверов. Встречаются прессы с голубым треугольником и матрицами уже A-3/B-2. И наоборот, издание уже с чёрным треугольником на лейбле, но самыми первыми матрицами - A-2/B-2. Бывали, вообще, нонсенсы. Говорят, существует пресс, на одной стороне которого первая этикетка с голубой призмой, а на второй уже третья 1974го года с чёрной призмой и кредитами EMI Records, а не The Gramophone LTD по окружности диска.
Есть этикетка, на которой, вообще нет надписи по окружности диска. Это переходный миспресс 1974го года. Тогда корпорация Gramophone сменилась на EMI и надпись The Gramophone Co. LTD издатели уже затёрли, а надпись с EMI Records ещё не отпечатали.
На все такие нюансы коллекционеры обращают пристальное внимание. Но я указал только особенности лейбла и матричных данных самого диска. А для коллекционеров ещё очень важны конверт и все вложения. И им нужна не просто полная комплектность, а ещё самая первая комплектность. И здесь тоже есть множество всяких заковырок. Самый первый английский конверт этого альбома был матовый, и не чёрного цвета, а тёмно серого с синеватым оттенком. И чем позже были переиздания, тем синевы становилось меньше, а черноты больше. И со временем конверты стали уже не матовые, а слегка глянцевые. На конверте, как известно, полностью отсутствовали названия группы и альбома. Они были указаны на круглом чёрном стикере. Самые первые стикеры имели фиолетовый оттенок. Но на самых первых тиражах, вообще, не было никакого стикера.
В комплект этого альбома входили чёрная вкладка с круговым отверстием для лейбла и надписью Made in Gr Britain, два плаката и две открытки-стикера. Чаще в первый комплект входили матовые плакаты, но могли быть и с глянцем. Стикеры тоже попадались нескольких видов. На обратной стороне были надписи Faspint и Permanent. Стикеры с красными надписями Permanent в первом комплекте встречаются чаще.
Левое крыло разворота было трёх видов. Отрытого типа, заклеенного и заклеенного клапаном.
И ещё встречался жёлто-оранжевый буклетик с либретто текстов песен. Многие продавцы винила сочиняли легенду, что эта либретка входила в самый первый комплект альбома, и продавали её по конскому прайсу. На самом деле ни в какой комплект альбома она не входила. Подумайте сами, зачем было комплектовать альбом этой либреткой, если на развороте альбома и так были напечатаны все тексты песен. Такие либретки выдавались в то время на концертах Pink Floyd. У некоторых фанатов они сохранились. Отсюда и сказки про комплектность альбома.
Но официальных данных по всем этим заморочкам не существует. Вся эта статистика результат исследований коллекционеров. Поэтому, если вы найдёте в этом моём отчёте какие-то ошибки или недочёты, не стесняйтесь, пишите.
Рекомендую двухтомник Олега Мухина «Pink Floyd Кирпич к кирпичу.» и « Pink Floyd Ещё один кирпич.» Огромный материал общим объёмом на 1200 страниц. История группы, интервью с музыкантами, детальный обзор альбомов, перевод песен и много, много другой ценной и полезной информации содержится в данном двухтомнике. Многих откровений музыкантов, изложенных в этих книгах, вы не найдёте в сети. Книги шикарно изданы и отлично иллюстрированы. Респект, Олег! Это огромный труд. Спасибо тебе большое! Знаю, что у Pink Floyd есть недоброжелатели, но любителей этой великой группы несоизмеримо больше. Так, что всем, кто неравнодушен к творчеству Pink Floyd и другой прогрессивной музыке, очень рекомендую прочесть эти книги!
Все фото из личного архива.