Пространство вокруг ребенка

Если первое знакомство с пространством начинается с соматогнозиса (ощущения собственного тела), то продолжается оно изучением окружающего пространства.

Если первое знакомство с пространством начинается с соматогнозиса (ощущения собственного тела), то продолжается оно изучением окружающего пространства. Это пространство, в котором человек может передвигаться, манипулировать с предметами, рассматривать их на разном расстоянии и с разного положения. При изучении этого уровня пространства появляются такие понятия, как «близко», «далеко», «высоко», предлоги «там» и «тут», применяется указательный жест и многое-многое другое.

Без достаточного освоения реального окружающего пространства будут появляться трудности в понимании «мыслительного пространства», на котором основано познание наук.

Чтобы изучить окружающее пространство не надо сидеть за партой и зубрить понятия – надо активно и деятельно контактировать с миром (т.е. с пространством), например, через следующие игры:

1. «Повторюшка» - копирование нескольких движений или даже перемещений в пространстве ведущего игрока.

2. Все детские активные игры, в которых ребенок тем или иным образом перемещается в пространстве: «классики», игры со скакалкой и забытыми «резиночками», «догонялки» и для малышей даже «прятки» (пока из-под занавески торчат ноги игрока, есть чему учиться в игре).

3. Отдельно можно выделить игры с мячом: закидывание мяча в кольцо, забивание мяча ногой в ворота, передача мяча другому игроку, уворачивание от мяча в «вышибалах» - всё это будет способствовать достижению нашей цели.

4. «Поиск клада» - в поисках спрятанного предмета игроку следует передвигаться по речевой инструкции ведущего: «иди прямо, назад, развернись, вперед, налево, направо, выше, ниже т.д.»

5. «Что вижу – то пою» - обсуждайте всё, что видите на прогулке или на пути в детский сад. Например, куда и как едут машины, какие вокруг деревья (высокие близко, кусты далеко), что лежит под ногами, а что находится над головой и т.д.

6. «Эксперимент» - возьмите любую игрушку и поместите её куда-либо в пространстве. Обсудите с ребенком, где находится игрушка: «Игрушка лежит на площадке, перед нами, под горкой». Потом предложите ребенку переместить игрушку и описать её положение. В другой раз, предложите перемещать уже не игрушку, а сменить место наблюдения и описать положение предмета относительно ребенка уже с нового места. Самое сложное – описать положение игрушки относительно двух и более игроков, находящихся в разных местах.

Не забывайте и про другие детские игры и забавы, такие как «море волнуется раз», «жмурки», лазание по лестницам и подобным снарядам на детских площадках, если вы готовы это позволить, то и по деревьям, самостоятельное раскачивание на качелях, хождение по бордюрам.

Предложенные пространственные игры, разносторонняя физическая активность и развитый соматогнозис будут хорошей опорой для развития самого сложного уровня пространства – пространства мышления.