Триллер «Клиника» Салли Энн Мартин, который был издан на русском языке в прошлом году, – не самая худшая, но всё же рядовая история про «психиатрическую больницу в руках пациентов» (и это вовсе не отсылка к Алану Куперу).
Об авторе: Салли Энн Мартин – английская писательница, которая дебютировала с романом «Клиника», опубликованном в 2022 году. У Мартин большой послужной список: она работала в барах, снималась в кино и на телевидении, работала сиделкой в одном из последних сохранившихся викторианских приютов Англии (хотелось бы на него взглянуть). В общем, очень разносторонняя личность.
Когда-то захудалый городок Гристорп выживал только за счет психиатрической больницы «Сосновый край», которая обеспечивала рабочие места. Но потом больница закрылась. И вот безупречная и амбициозная Ребекка Кавендиш открывает в здании старой больницы дорогую клинику для похудения под говорящим названием «К прекрасной себе». Попасть сюда невероятно сложно: страждущим придётся выложить кругленькую сумму, а также пройти тщательный многоступенчатый отбор.
В клинику заезжает новая группа из шести желающих кардинально изменить свою жизнь. Условия для пациентов клиентов суровые: они обязаны строго соблюдать предписанный режим, посещать все занятия и не могут даже по собственному желанию покинуть клинику, которая по суровым порядкам похожа скорее на тюрьму и секту одновременно.
Помимо обеспеченных дам, в Гристорп приезжает Дженни – бывшая пациентка «Соснового края», которая остро нуждается в деньгах. За приличное вознаграждение она должна найти в клинике какие-либо нарушения, которые помогут её закрыть. Всё дело в земле, на которой располагается бывшая больница, – это лакомый кусочек для одного дельца, мечтающего нарыть компромат на доктора Кавендиш. Ради денег Дженни соглашается на предложение старого знакомого, но нахлынувшие на неё воспоминания о прошлом оказываются слишком болезненными.
Сыроватый сюжет автор пытается компенсировать мрачной атмосферой, которая создаётся через описание местных порядков современной клиники, а также старых помещений, которые ещё не успели отремонтировать. Но для полного погружения деталей всё же не хватает. Три основных персонажа, от лица которых ведётся повествование, более-менее прописаны, остальные же выступают в роли массовки на заднем фоне и обозначены «широкими мазками».
Развязка интересная, но слишком затянута: уже после того, как читатель понимает, кто стоит за происходящим, автор продолжает разъяснять и пояснять, и это уже вызывает недоумение. Есть вопросы и к главному «злодейскому» персонажу, а точнее, к его мотивации. Даже в безумии есть своя логика. Но автор не заморачивается с её поиском. На антагониста просто навешивается ярлык сумасшедшего, что, видимо, должно сразу снять все вопросы к нему. Хотя придумать и реализовать такой план человеку с разрушенной психикой вряд ли бы удалось. Триллер «Клиника» – пример интересной идеи, для полноценной реализации которой не хватило, возможно, мастерства и опыта. Но для дебютного романа это ожидаемо.