Вопрос исследования частной жизни стал весьма часто подниматься в работах современных историков. Ученые начинают смещать акцент исследований в сторону жизни простых людей, особенностей их повседневного быта, межличностных взаимоотношений. Сегодня мы последуем примеру современных исследователей и постараемся выяснить, как древние греки относились к семье, какое положение в ней занимала жена и чем же семейный быт древних греков отличался от нашего?
Для общего понимания необходимо учитывать, что греческая семья была организована весьма специфично. Греки думали, что умершие продолжают жить в могилах. Жизнь эта носила не вполне духовный характер, потому что мертвый нуждался в пище и питье, как и во время своего земного существования. Помогать почившему родственнику было делом не только чести, но и личной выгоды. Все потому, что мертвый родич являлся для своей семьи почти священным существом, способным как помочь, так и принести несчастье, в зависимости от степени своего расположения к родным. Таким образом, каждая семья в лице своих предков имела своих собственных богов, а следовательно, и свой собственный культ, ввод в который чужих людей был строго регламентирован и усложнен.
И религия и общественные интересы в Греции объединялись в борьбе с безбрачием. Если государство было заинтересовано в том, чтобы путем увеличения количества браков увеличивалось число граждан и солдат, то не менее важно было обеспечить постоянное существование семьи и дать уверенность предкам в непрерывности культа, который им должны были воздавать. Следовательно, человек, не вступивший в брак, делался виновным в двойном преступлении: против предков и против общества. Холостяки служили мишенью для насмешек, окружающие питали к ним мало уважения, но прав гражданства такие люди не лишались.
Грек вступал в брак с таким же чувством, как отдают долг: без увлечения и довольно неохотно. Он вводил в свой дом законную жену потому только, что этого требовали интересы государства; но отводил ей точно определенное место в своем существовании, и, раз установив его границы, он не заботился более об устройстве семейного счастья. Новобрачную подводили к домашним божествам, ее кропили очистительной водой, она прикасалась к священному огню. По произнесении молитв супруги делили между собой пирог, хлеб, несколько фруктов. Это подобие легкой трапезы, которая начиналась и кончалась возлияниями и молитвой, это разделение еды перед очагом создавало религиозное единение новобрачных, общение их друг с другом и с домашними богами.
Обыкновенно жена приносила своему мужу приданое. Но неправильно думать, что отец был обязан давать что-нибудь дочери при выходе ее замуж; если он это делал, то совершенно добровольно. Сын, наоборот, сделавшись главою семьи, должен был нести эту обязанность по отношению к своей сестре. Действительно, сын один получал все наследство; поэтому считалось справедливым, чтобы он отделил часть своего имущества с целью оказать помощь своей сестре при выходе ее замуж. Это было тем более справедливо, что в том случае, когда сестра оставалась незамужней, брат должен был содержать ее. Афинский закон предписывал ближайшим родственникам дать бедной сироте приданое или жениться на ней.
В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок; кроме того, они должны были заботиться о всех мелочах управления хозяйством и о расходах, связанных с ним. Случались, разумеется, и злоупотребления. Иная женщина, по беспечности или из любви к лакомой пище, расточительно расходовала провизию. Муж в таком случае должен был вмешаться и отобрать у нее ключи от кладовых. Но обыкновенно женщина заслуживала похвалу, какую Евфилет высказал о своей жене: «Она была хорошей хозяйкой». Иногда расчетливость гречанок переходила даже в скупость. Им неприятно было видеть уничтожение тех припасов, которые они так заботливо собирали и хранили; они переставали различать расходы необходимые от излишних и так же строго относились к первым, как и ко вторым. Они ликовали, когда мужья их приносили деньги домой, но слишком легко разражались горькими упреками за их расходы.
Мать не принимала большого участия в воспитании своих детей. Прежде всего, дети поручались кормилицам. Это не означало пренебрежения к ним со стороны матери: она интересовалась их играми, ласкала их, но основные тяготы воспитания лежали на кормилице. Мальчики с раннего возраста начинали учиться вне дома. Девочки оставались около своих матерей, но их образование было крайне поверхностно. Когда для детей приходило время вступать в брак, мать не вмешивалась в решение отца, в силу закона предоставляемое ему одному.
На похоронах женщины играли первенствующую роль. На многочисленных городских торжествах они также занимали известное место. Им было запрещено появляться на больших греческих играх; но они допускались на драматические представления, по крайней мере, на трагедии.
На этой веселой ноте первая часть статьи подходит к концу. Если Вам понравилась тема - обязательно сообщите в комментариях, с удовольствием продолжу. Желающих ознакомиться с темой подробнее отсылаю к работе Поля Гиро "Частная и общественная жизнь греков". Труд несколько устарел, однако простота изложения и внимание к деталям делают книгу вполне подходящей и для современного читателя. Благодарю за прочтение!