Найти в Дзене
Записки москвитянина

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ДОЛИНА

КОРИДОР ЕВРОПЕЙСКОГО ПОЗОРА

Давно, в путешествии с сыном по валдайским волокам вокруг Селигера, побывал в райцентре Демянск. Тогда и услышал впервые выражение – Демянский котёл. В этом понятии – и гордость, и горечь, и скорбь. Юго-западнее Демянска, между Старой Русой и Селигером, наши войска окружили несколько дивизий вермахта, включая первый элитный состав дивизии СС "Мертвая голова". Более 180 000 человек... Зима, январь 1942 года, только что завершилась кровопролитное освобождение Московской области, а тут, среди лесов и болот – первый "котел" в Отечественной войне, который устроили мы, а не нам...

Демянский мешок и Рамушинский коридор на немецкой карте
Демянский мешок и Рамушинский коридор на немецкой карте

В немецком командовании реалисты предвидели это – в глубине малонаселённой территории, в отрыве от основных сил, взявших и Новгород, и Старую Руссу, обороняется вообще невесть что. Ведь как-то мы привыкли – взятие городов, форсирование рек, занятие транспортных узлов и промышленных центров. А тут – глушь, даже леса были редкие, а деревни затерянные. Опытные вояки считали, что не было смысла оборонять эти места – надо отвести войска на запад, чтобы выровнять фронт... Но Гитлер считал по картам иначе. Закончилось все окружением и долгой кровавой обороной. Задача наших армий – уничтожить врага. Задача немцев – выжить, со снабжением по воздуху. Бои были страшные, цифры потери измеряются по-разному, но – сотни тысяч человек с обеих сторон...

Здесь накануне Пасхи поднят солдат
Здесь накануне Пасхи поднят солдат

Именно сюда и поехали писатели после выездного секретариата в Великом Новгороде, чтобы встретиться с поисковиками. Здесь они работают давно и результативно, потому что само сражение предопределило место поиска, район страшных находок. Немцам удалось в апреле 42-го пробить небольшой "коридор" от Демянска до Старой Руссы. Он был назван Рамушевским, так как проходил через одноименное село. Так "котел" превратился в "мешок". Через него прибывало подкрепление и продовольствие к немцам. Ещё очень много выпивки. Командир отряда «Долина» и всего сводного воинства Игорь Неофитов рассказывал, что находят множество бутылок не только от шнапса, но и от фирменного пива, даже от шампанского. Могли немцы и датчане пить только за локальные победы. Но коридор шириной этого от 5 до 15 километров держался, а вокруг кипели бои. Несмотря на превосходство в численности нашим частям так и не удалось перерезать этот коридор в течение почти года. Стояли фашисты насмерть. Повторяю, не за стенами крепости или на крутом берегу великой реки – в болотах! Вот пример. Датчане, как и многие, находившиеся под фашистами, сформировали дивизию СС "Данмарк". И ее, эту отборную дивизию, во главе с аристократом, направили в Демянский котел - 1200 бойцов. Через некоторое время вывели по коридору... 300 человек. Славная 16-я армия немцев, как и дивизия СС "Мертвая голова", почти полностью легли в лесах и болотах под Демянском.

Игорь Неофитов. Здесь погибли наши танкисты, сгорели живьём, не прерывая огня
Игорь Неофитов. Здесь погибли наши танкисты, сгорели живьём, не прерывая огня

Командир отряда рассказал, что родственники датских погибших солдат приезжали, добрались по грунтовой дороге, зашли по зыбкими тропам в лес. Им поисковики среди траншей и воронок, залитых чёрной водой, говорят: «Вот тут ваши вояки стояли». Одна седая дама оглядывается, отгоняя комаров, и спрашивает потрясенно: «А где ж тут? Где можно располагаться?». Поисковик поставил ногу на вывернутый корень и говорит: «Ну, вот хоть под этой елью». Те в шоке. А ведь надо было не просто «располагаться», а биться.

Бесконечные траншеи
Бесконечные траншеи

Казалось бы, подвиг солдата, даже вражеского, должен вызывать уважение. Но лично у меня в глухих смоленских лесах за озером Сапшо (больше немцы года стояли, ну хоть в соснах), здесь, на Новгородчине, в голове не укладывается: как они вообще себя ощущали? Ведь впёрлись туда, куда и представить в фантазиях не могли, попали в такие условия, где коренные-то жители еле выживали. Как так? Ради чего? Но стояли – насмерть, зубами держались не за клочок родной земли, а вот за этот торфяной окоп среди редколесья.

Писатели России в лагере поисковиков
Писатели России в лагере поисковиков

Фантастика! Поделился этой мыслью и удивлением на стоянке поисковиков за полевым обедом, и мне поэт Геннадий Иванов сказал горячо: «Да, вот они такие, завоеватели по духу. Ради новых земель – на всё готовы!».

А кстати, мало в России об этом рассказывают! Во всяком случае, когда я учился в школе и дальше. Ну да, битва за Москву – столица СССР, Ленинград – колыбель революции, Кавказ – путь к нефти. А тут? Просто звериная жажда покорить, захапать любой ценой.

И споры поэтому смешны: до каких пор, до каких красных линий будет помогать Украине НАТО, включая таких изысканных французов и наследников принца датского? До тех – пока может, пока МЫ ПОЗВОЛИМ! До «Демьянского котла» и «Рамушевского коридора», образно говоря!

Писатели над раскопом...
Писатели над раскопом...

Потому, не повторяя высоких слов о делах ребят и взрослых мужиков по увековеченью павших (при нас девятиклассник из Сольцов Глеб нашел эбонитовый медальон – в нём данные на бумажке лучше сохраняются), надо поддерживать, освещать и славить это движение ещё и потому, что оно не даёт затеряться за далью лет, в глуши чащоб и чиновничьих коридоров исторической и политической памяти. Многие такие урочища, долины и коридоры называли Долиной смерти, потом – Долиной славы, ещё – Долиной памяти. А я бы ещё назвал этот глухой Рамушевский коридор – коридором европейского завоевательского позора.

Поучительного!

Лагерь Кировской области. Ищут земляков.
Лагерь Кировской области. Ищут земляков.