Найти тему
1,4K подписчиков

БОККА. МОЙ СЛОВАРЬ.

(С) Богачев А.В., 2010, 2012.

(С) Богачев А.В., 2010, 2012. Бокка – головной убор, принесенный в Восточную Европу монголами. Впоследствии он был распространен в среде половецкого населения.

Бокка – головной убор, принесенный в Восточную Европу монголами. Впоследствии он был распространен в среде половецкого населения. Основу головного убора составляла берестяная трубочка, сверху обтянутая шелком и украшенная перьями и прутиками. Бокки напоминали замысловатые шлемы. Именно поэтому западноевропейский путешественник Рубрук принял монгольских женщин с боками на головах за воинов в шлемах.

Костюм как неотъемлемая составляющая человека и человечества проделал непростой многотысячелетний путь, образно говоря, от простой набедренной повязки до золотой серьги.

Корневая (базовая) функция одежды в самый первый период ее возникновения – оберегать ее обладателя от негативного воздействия окружающей среды. То есть с момента своего появления одежда (костюм) по факту являлась оберегом телесной (физической) формы человека.

Вместе с тем, археологические факты свидетельствуют, что помимо собственно одежды, человек еще со времен верхнего палеолита надевал на себя и другие, на первый взгляд, нефункциональные вещи – ожерелья из клыков хищных животных и проч. Эти вещи тоже являлись частью костюма. И также были оберегами человека. Но оберегали они уже не столько его физическую форму, сколько его метафизическую сущность, условно говоря, душу носившего эти амулеты-обереги человека. «Защитник и помощник – вот чем был для человека первобытный костюм» [Мерцалова 1993. С. 5].

Таким образом, уже изначально костюм человека оберегал своего носителя от возможных неблагоприятных воздействий окружающих его физического и метафизического миров. Фактически костюм, занимая пограничное положение между человеком и окружающей средой, является своего рода посредником (адаптером, медиатором) между миром собственно индивида и миром, который его окружает.

(С) Богачев А.В., 2010, 2012. Бокка – головной убор, принесенный в Восточную Европу монголами. Впоследствии он был распространен в среде половецкого населения.-2

От костюма зачастую зависело и зависит, насколько адекватно впишется его обладатель в окружающую (природную, климатическую, социальную, этническую, политическую, конфессиональную) среду, поскольку, вплоть до настоящего времени, большой мир чаще всего встречает маленького человека именно «по одежке».

Обозначенная корневая функция костюма остается таковой и сегодня. Однако, появившись однажды, костюм вместе с человеком прошел длительный и многосложный путь развития. И на этом пути он обрастал и продолжает обрастать массой новых функций, символов и значений.

Костюм – яркое многоплановое явление, и в этой связи вполне объясним интерес к нему как широкой общественности, так и узких специалистов – практиков от-кутюр и теоретиков от науки. Интересно, что среди последних есть и историки, и археологи, и искусствоведы, и этнологи, и философы, и культурологи, и социологи, и, конечно же, дизайнеры.

В настоящее время встречаются дизайнерские работы головных уборов, типологически восходящие к древним и средневековым головным уборам, в частности, к бокке.

Литература: Матвеева Г.И. Археологические памятники железного века на территории Куйбышевской области. Куйбышев, 1980; Богачев А.В., Французов Д.А. Костюм праболгар Среднего Поволжья: конец VII – начало X в. Самара: СамГТУ, 2012. 350 с.

(С) Богачев А.В., 2010, 2012. Бокка – головной убор, принесенный в Восточную Европу монголами. Впоследствии он был распространен в среде половецкого населения.-3