2,1K подписчиков

О масляной пастели

Масляная пастель — это средство для живописи и рисования, в целом похожее на сухую пастель. Ещё больше похожа на более дешёвые восковые мелки.

Очень удобная в том числе для детских работ: не нужно больших усилий, чтобы закрасить большую поверхность, цвет яркий и не размазывается.

В отличие от «мягких» или «французских» пастельных палочек сухой пастели, которые изготавливаются на связующем из камеди или метилцеллюлозы, масляная пастель состоит из пигмента, смешанного с невысыхающим маслом и восковым связующим. Таким образом, поверхность картины масляной пастелью не осыпается, но ее труднее защитить закрепителем. Масляная пастель дает более плотный слой, чем сухая пастель, и её труднее смешивать.
Масляную пастель можно использовать непосредственно в сухом виде. Если сделать это без нажима, результат будет похож на эффект пастельных мелков. Сильные наросты могут создать эффект почти лепнины, массив пигмента довольно большого объёма.

После нанесения на поверхность листа слоя масляной пастели есть возможность создания интересных эффектов путем манипулирования кистью, смоченной растворителем. Например, уайт-спиритом, скипидаром, льняным маслом. Или же вообще поверхность рисования можно перед работой смазать маслом. Или окунуть в масло сам пастельный мелок. (Некоторые из этих растворителей представляют некоторую угрозу для здоровья, например, для аллергиков.)

Масляная пастель считается быстрым материалом, потому что ею легко рисовать и ее удобно носить с собой. Поэтому её часто используют для рисования эскизов, но можно использовать и для длительных работ. Поскольку масляная пастель никогда не высыхает полностью, ее нужно как-то защитить:  нанести на картину специальный фиксатор или поместить картину в конверт, а затем в рамку.

Есть некоторые проблемы с долговечностью: во-первых, поскольку масло не высыхает, оно продолжает проникать в бумагу. Этот процесс ухудшает качество как бумаги, так и цветного слоя, поскольку снижает гибкость последнего.
Вторая сложность заключается в том, что стеариновая кислота делает бумагу хрупкой.

Наконец, и стеариновая кислота, и воск будут склонны к выцветанию или «восковому поседению», накоплению жирных кислот и воска на поверхности в непрозрачный белёсый слой. Слой можно снова сделать прозрачным, осторожно полируя шерстяной тканью. Но вместе эти три эффекта приводят к образованию красочной поверхности, состоящей в основном из хрупкой стеариновой кислоты, которая лежит поверх хрупкой бумаги - всё это вместе легко крошится.
Долгосрочную проблему вызывает простое испарение: часто присутствует пальмитиновая кислота, и половина ее испарится в течение сорока лет. В течение 140 лет половина стеариновой кислоты исчезнет. Для лучшей сохранности работу иногда пропитывают пчелиным воском.

Масляная пастель, которую иногда используют для эскизов предварительных художественных исследований или создания безупречных художественных картин, сыграла важную роль в практике многих художников.

Масляная пастель появилась позже, чем меловая.

Французский художник Эдгар Дега — один из самых плодовитых художников, создавший более 700 невероятных картин и рисунков пастелью. Впрочем, это были в большой степени художественные эксперименты, где смешивалась пастель, масляные краски, уголь, мелки...

Эдгар Дега, «Звезда», ок. 1876–1878 гг.
Эдгар Дега, «Звезда», ок. 1876–1878 гг.

Потребность в новом художественном материале нашла своё выражение в просьбе Пикассо к известной компании Sennelier. В 1949 году Сеннелье начал разрабатывать серию художественных пастелей для знаменитого художника Пабло Пикассо. Пикассо искал пастель интенсивного цвета, которую можно было бы напрямую и свободно наносить на самые разные поверхности.

Анри Гетц – Большой и красивый – Бумага, масляная пастель
Анри Гетц – Большой и красивый – Бумага, масляная пастель

В целом, это, кажется, недооцененная у нас техника, по сравнению с обычной пастелью.

Однако очень доступная, особенно в варианте восковых и масляных мелков, и полная невероятных возможностей.

Приходите в Telegram, в мой канал с разными интересными мелочами про художников.