В чем юридические риски покупки через интернет? Становится ли меньше прав у покупателя? За что отвечает маркетплейс? Реально ли избавиться от навязывания дополнительных кредитов, страховок и услуг? Можно ли ориентироваться на ценник маркетплейса как окончательный? О каких подводных камнях пишут люди, решившиеся на такую сделку? Реально ли можно вернуть авто, если он не понравится?
Хорошие вопросы, не правда ли? Особенно для тех, кто думает, а не рискнуть ли с покупкой, ведь за сделкой стоит серьезный игрок (Озон или ВБ). Спойлер - маркетплейс в случае проблем не поможет, поэтому давайте разберем плюсы и минусы таких покупок.
Кстати, если вы ненавидите китайские машины - лучше не читать, других на маркетплейсах почти не продают.
Часть 1. Насколько прозрачны условия покупки через маркетплейс?
В этом разделе мы пройдемся по условиям покупки авто через интернет, которые раскрывают маркетплейсы и продавцы на данных площадках. В конце раздела есть выводы, можно листать сразу туда.
Для начала, короткий факт-чек по Закону "О защите прав потребителей", о чем должен знать потребитель, совершая покупку:
- наименование, характеристики товара (с этим пунктом у всех ОК);
- окончательная цена товара (с этим пунктом у всех ОК);
- наименование и адрес продавца (для ИП - ОГРНИП, по нему при желании и минимальных тратах можно вычислить адрес) (с этим пунктом у всех ОК);
- гарантийный срок (иногда указывается на фото товара, иногда в вопросах и ответах по конкретной модели авто, но в целом - НЕ ОК);
- форма и способ направления претензий (для маркетплейса это вопрос открытый, требует отдельного расследования, поскольку совершенно непонятно, какой объем претензионных обязанностей продавцы делегируют маркетплейсам).
Вайлдберриз (ВБ)
Начнем с WB, где представлены в основном автомобили Chery и уже есть несколько электрокаров. Наш беглый мониторинг показал, что в карточке товаров есть своя инструкция по покупке авто через интернет, ее размещает продавец, а не маркетплейс.
TIGGO 4 Pro 1.5 CVT Family 24 MY (белый) сопровождается такой не очень хорошо читаемой картинкой.
То есть алгоритм покупки вроде понятен:
- закидываем всю сумму на кошелек ВБ и выбираем авто;
- оплачиваем, ждем звонка, передаем необходимые данные для оформления договора;
- ждем авто, переписываемся с менеджером, уточняем место доставки;
- принимаем авто, подписываем все документы (договор, акт приема-передачи);
- регистрируем авто в ГИБДД.
В указанном случае продавцом авто выступает ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДЕЛИВЕРИ КАР", у которого есть сайт и там тоже продаются машины. Мы сравнили цены на два случайных авто, на ВБ оказалось дешевле.
ARRIZO 8 1.6T DCT Prestige (Зеленый) - на ВБ авто дешевше более чем на 600 000 рублей.
На сайте продавца без всяких скидок полная цена более 3,5 млн. рублей.
JAECOO J7 1.6T DCT Active 4WD (зеленый) на ВБ стоит 3 019 999 ₽, а на сайте продавца как обычно, ребус, если посчитать без трейд-ин - 3 149 900 ₽.
А вот инструкция по покупке электрического BYD. И тут возникают вопросы.
Стоп, какие еще "переговоры с продавцом"? Оказывается, на ВБ продает авто "международный автомобильный маркетплейс со встроенным аукционом - CarClick". Как это точно работает - мы не увидели, но подозреваем, что реальным продавцом будет рандомный ИП или физическое лицо, которые не предоставляют никакой гарантии на авто. Кроме того, на сайте CarClick еще указывается, что покупатель должен уплатить утильсбор сверху цена на авто. Нюансы сделки через ВБ не видны, поэтому под дистанционную покупку такой вариант не рекомендовали бы - слишком мало информации.
А что гарантирует сам ВБ?
Если хорошенько покопаться в документах самого ВБ то можно найти в условиях работы площадки раздел 10. Правила продажи Транспортных средств.
Мы их прочитали, там более-менее все корректно, вот, что нам понравилось (закрываем глаза на то, что юридические тонкости регулирования дистанционных продаж ставят под сомнение некоторые нюансы написанного).
Пункт 10.6. Покупатель вправе осмотреть Транспортное средство до заключения договора купли-продажи. В случае, если Покупателя не устраивает Транспортное средство, то он вправе отказаться от подписания договора купли-продажи Транспортного средства.
Но, увы, такой отказ (с огромной долей вероятности) повлечет возмещение расходов на обратную доставку авто (вызов автовоза, если ВБ будет практиковать доставку до дома).
Есть и еще небольшой подвох, он в том, что договор купли-продажи считается заключенным с момента, когда вы сделали заказ и оплатили его. Дальнейшее подписание бумаг - это... ну скажем так - оформление ранее достигнутых договоренностей. Почему это важно? Потому что вещь (авто) по выгодной цене становится предметом договора купли-продажи в момент оплаты, в этот момент фиксируется цена, комплектация, количество. Если ввести еще одну процедуру подписания договора - то можно потом морочить голову клиенту, что "договор не подписан". Опытного юриста не проведешь, а вот простому покупателю будет сложно оппонировать (а то, что отказы в поставку авто по хорошей цене рано или поздно будут мы точно знаем, судя по судебной практике с маркетплейсами, про которую мы часто пишем).
А вот, что надо еще нужно помнить - Вайлдбериз претензионную коммуникацию между покупателем и продавцом через свои каналы не осуществляет. Писать в чат поддержки ВБ бесполезно.
Пункт 10.12. Претензии о качестве, количестве и иных свойств Транспортных средств, предъявляются непосредственно Продавцу Товара любыми доступными средствами коммуникации по усмотрению Покупателя, если иное не согласовано Продавцом и Покупателем в договоре купли-продажи Транспортного средства, Вайлдберриз за качество Транспортных средств не отвечает и ответственности не несет.
OZON
У Озона покупателя сразу встречает баннер с возможностью получить ответы на вопросы. Отметим как плюс, на ВБ такого нет.
В вопросах и ответах описывается основная механика продаж, она единая и похожа на то, что мы разобрали ранее.
Выберите интересующую вас модель автомобиля, добавьте её в корзину.
После оплаты с вами свяжется продавец, и запросит необходимые данные для оформления ЭПТС. В выбранное вами время, вы получите автомобиль и документы (договор купли-продажи, акт-приема передачи, копия доверенности на право подписи).
После получения автомобиля и документов, вам нужно будет обратиться в ГИБДД для постановки на учёт.
Продавцы обязательно должны быть официальными дилерами, это важно нам, покупателям, т.к. в дальнейшем к продавцу могут полететь претензии по качеству. Вот первое попавшемся на глаза авто - Jetour T2 2.0 л, Робот Expedition черный по цене 4 198 900 ₽. А вот информация из карточки товара о продавце.
В данном случае это ООО "ФРЕШ-К", 105066, Россия, Москва, г Москва, ул Новорязанская, д 38, 1. Он же freshauto.ru. Он тоже автомобильный маркетплейс, но кроме подержанных авто продает и новые. Проверим на сайте марки бренда https://jetour-ru.com/purchase/find-dealer, действительно ли перед нами официальный дилер?
Конкретно ООО "ФРЕШ-К" - мимо, дилером не является или что-то там не срослось. Домен https://jetour-ru.com мы проверили, он официальный. Кому верить?
А вот увидеть ИП в качестве продавца - тоже не совсем радостная новость, поскольку такие субъекты могут быть неплатежеспособны в случае серьезных проблем с авто. Хотя данный продавец выставил на Озоне машины и подороже, например Автомобиль BYD Yang Wang U8. Серый за 18 600 000 ₽.
Кстати по утильсбору на авто от данного продавца ответ положительный - он уплачен. А по гарантии ответ выглядит так:
...мы предлагаем дополнительные продукт гарантия аналогичный дилерской
Может быть имелся в виду бесплатный ремонт, а может что-то другое. Непонятно.
Теперь о том, что Озон спрятал в подвальчик, то есть в свое соглашение, которое никто не читает, но оно будет использовано в суде. А ничего. Оно практически пустое и прав клиента не нарушает.
1. Озон подчеркивает, что он не продавец.
2. Также как и на ВБ подчеркивается, что дополнительно заключается договор купли-продажи.
ВЫВОДЫ:
1. Серьезных подводных камней в условиях покупки на маркетплейсах мы практически не встретили.
2. Обязательно нужно посмотреть статус продавца и проверить, является ли он официальным дилером той или иной марки (это хоть какая-то гарантия обращения к продавцу по гарантии). Не хотелось бы, чтобы маркетплейсы стали площадкой для других маркетплейсов или классифайдов (классифайд — рубричная реклама, ресурс тематических объявлений с предложениями от физических и юридических лиц). Дело в том, что на маркетплейсе по закону должны быть представлены продавцы и цепочка сделок там короткая: потребитель покупает у продавца через агрегатора. Усложнение цепочки - это лишняя головная боль с поиском крайнего, ответственностью и гарантией.
3. Нигде в явном виде не расписаны нюансы возврата авто в течение 7 дней. К этому вопросу нужно готовиться заранее (см. раздел 3 этой статьи). Но у ВБ прямо предусмотрена возможность отказаться от авто в момент приемки (правда не указано о расходах, которые потянет за собой такой финт).
4. Нюансы гарантии на маркетплейсах не прописываются. Надо уточнять в момент приемки авто или на сайтах продавцов (почти у всех свои дилерские сайты есть).
На что обратить внимание, изучая гарантийные условия мы писали недавно.
Часть 2. Действительно нет накруток и навязанных услуг?
По закону и правилам продажи сделка купли-продажи должна считаться заключенной в момент оплаты заказа. Это означает, что никаких дополнительных расходов быть не должно.
Это главное, почему лично нам (юристам) нравится вариант покупки через маркетплейс. В автосалоне без дополнительных услуг сейчас ничего не купишь.
Озон специально выделил ответ на такой вопрос на странице приземления покупателей авто.
На ВБ нам встретился вариант покупки не напрямую у автодилера, а у маркетплейса. Возможно, там есть нюансы с утильсбором, а иногда это очень чувствительная вещь (на электрокары не так уж и страшно, но готовьте 32 600 рублей).
Часть 3. И можно вернуть в течение 7 дней?
Здесь рассказ начнем с Озона. Прямо в карточке товара (машина) есть указание на возврат в течение 7 дней.
Если развернуть значок i, то получим ссылку на страницу с описанием условий возврата. Они никак не адаптированы для покупки транспортных средств и являются общими.
Что здесь важно увидеть?
1. Покупатель оплачивает стоимость возврата авто.
2. Возврат оформляется через раздел Заказы.
3. Продавец сам принимает одно из возможных решений: одобрить возврат, отказать.
4. Если произошел отказ, можно открыть спор на Озоне.
5. Самое важное условие (находится в другой вкладе по данной ссылке): при возврате качественного товара его примут, если:
- он не использовался,
- сохранён его товарный вид,
упаковка целая, есть все пломбы и ярлыки.(для авто не актуально, а для других товаров такое требование законом не предусмотрено, но является разумным).
В этом, пожалуй, вся суть. Не заводили авто, не трогались с места, не совершали обкатку, не повредили ЛКП - можете вернуть авто. Нюанс в том, что возврат будет платным. То есть придется оплатить доставку автовозом до склада или салона автодилера.
Пункт 4 статьи 26.1 Закона "О защите прав потребителей"
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
На ВБ в карточке товара информации о возврате нет вообще. На вопросы продавцы с ВБ отвечают сухо.
Часть 4. Если осмотр авто выявит недостатки? Или они возникнут позже, реально расторгнуть договор и вернуть деньги?
Тут мы реальных историй, подтверждающих фобии фаталиста о том, что покупка на маркетплейсе это билет в один конец, пока не нашли. Поэтому отпишемся что у нас предусмотрено законом в таких случаях (кроме возврата по любой причине в течение 7 дней).
1. При возникновении любого недостатка в течение 15 дней потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи. Нужно внимательно использовать именно первые 15 дней после покупки авто. Расторжение договора, если вы купили бричку с недостатками, после этого срока будет процессом ещё более мучительно-сложным и долгим.
2. Если после покупки прошло более 15 дней, в течение гарантийного срока можно требовать только ремонт; право на расторжение или замену авто возникает редко (в случае обнаружения существенного недостатка, если нарушены сроки ремонта, если авто слишком часто ломался и стоял в сервисе) - подробности смотрите в пункте 1 статьи 18 закона "О защите прав потребителей".
Если есть вопросы о том, что такое гарантия и зачем она, рекомендуем прочитать пункт 14 нашей простыни по этой теме
Там все довольно подробно изложили.
И кстати, возврат по браку должен быть бесплатным.
Из постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463:
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.
Часть 5. За что отвечает маркетплейс? Какие к нему можно предъявить требования?
Так и хочется ответить - ни за что, никакие. Но это чуть-чуть неправда.
Ответственность Маркетплейса по закону "О защите прав потребителей":
1. За достоверность информации о продавце и неизменность переданной продавцом информации о товаре. В реальных полевых условиях, это все можно множить на ноль, т.к. на практике ответственность маркетплейса никогда не возникала, как труднодоказуемая сущность.
2. За возврат денег потребителю (в течение 10 дней) если: а) срок доставки не соблюден; б) потребитель направил продавцу уведомление о расторжении договора купли-продажи. Как правило деньги на Озоне и ВБ возвращаются четко и быстро (примеры с задержками есть только в случае покупки у китайских продавцов в Китае). Реально это может спасти при покупке билетов на концерты у крупных агрегаторов, типа Яндекс.Афиши. Но на практике такую особенность никто не знает и агрегаторов не третирует.
Все. У Минпромторга в прошлом году была попытка навешать маркетплейсам обязанности отвечать за качество товаров - но они отбились. Пока цифровой бизнес удачно продает свои идеи и перспективы развития. Но потом со всем будет также, как с Uber (загонят в рамки).
По недостаткам авто к марктеплейсу обращаться бесполезно. Дополнительные оговорки о промежуточной (агентской) функции таких площадок (под лозунгом "мы за качество товаров не отвечаем") подробно разобрали в первом разделе статьи.
Хотя по ходу подготовки материала мы увидели, что на ВБ продавец по вопросу гарантийного ремонта отвечает хитро, я онлайн-дилер, по вопросам качества идите в любой офлайн-дилерский центр. Что весьма странно.
Часть 6. Полезные советы и наблюдения
Эту часть статьи мы подсмотрели в отзывах реальных покупателей и что-то добавили от себя. Возможно, кому-то пригодится.
- Если планируете оформлять страховку КАСКО, то это лучше сделать/просчитать до доставки, потому что после получения авто считается для страховой компании не новым и условия меняются;
- Цвет может отличаться от картинки на сайте оттенком, например
отфотошопленныйблагородный графитовый окажется темно-серым; - В кредит на маркетплейсах не продают (думаем, это пока, ведь у WB и Озона уже давно есть свои собственные банки, вклады, кредитные карты), да и информация с сайте WB намекает;
- Можно столкнуться с проблемой пополнения кошелька ВБ или ОЗОН на нужную сумму (2-3 млн рублей). Например на сайте Сбера сказано: в сутки вы можете совершить платежи и переводы через Сбербанк Онлайн на сумму не более 1 млн рублей. Если же платить с привязанной банковской карты, то банк может не пропустить крупный платеж (решается звонком в банк).
Часть 7. Отзывы живых покупателей авто на маркетплейсах
Про хорошие отзывы мы знаем, они могут быть не совсем корректными: у кого-то эйфория, кто-то помогает накручивать рейтинг продавцу. Но других пока на маркетплейсах практически нет (может их удаляют, чтобы не пугать сомневающихся?).
На ВБ только вчера появился первый отзыв.
Машину привезли на указанный мной адрес через неделю после заказа. Авто приехало в целостности и сохранности, документы находились в бардачке.
А вот что по отзывам мы нашли на Озоне. Большинство отзывов неинформативные, с восторгами и ничего по существу покупки.
Автомобиль OMODA S5 1.5 CVT Life (белый)
Первая покупка такого масштаба таким способом, переживал зря, другим способом покупать наверное уже не стану. После оплаты со мной связался менеджер, запросил документы для составления ДКП.
Chery Tiggo 4 Pro 1.5 л, Вариатор Action белый
Интересный опыт, сильно отличается в лучшую от классической покупки моего предыдущего авто в салоне. Процесс соответствует описанию: оплата по карте, дистанционное оформление документов, доставка авто в закрытом фургоне автовоза до адреса, подписание документов на месте, ЭПТС на следующий день.
Автомобиль Chery Tiggo 8 Pro Plug-in-Hybrid (серый)
Серый цвет оказался тёмно-серым, не как на фото.
Chery Tiggo 7 Pro Max 1.6 л, Робот Elite Белый
1й платеж банк отклонил из-за большой суммы, написали в поддержку и со 2го раза все прошло без проблем.
Автомобиль OMODA C5 1.5 CVT JOY белый (черный салон)
В машине оказался брак - поврежден солнцезащитный козырек.
Дилер обещал все исправить (в ответе под отзывом). Прошел месяц, что-то пошло не так.
По такому же авто есть такой отзыв:
По дням все было так в пятницу вечером оплатил, в субботу позвонили, отвез шины на переобувку, в понедельник поехал забирать автомобиль в Деливери Кар. Приехал утром осмотрел автомобиль, брал с собой мощный фонарик и толщиномер, долго проверял, ничего критичного не нашел, подписал договор и акт, сделал у них ОСАГО и поехал, на следующий день поставил на учет.
Ну и, конечно, в отзывах много мнений по поводу того, качество дает Нимфа Китай или нет.
В общем, продажа авто на маркетплейсах набирает обороты: на ВБ - 29 карточек автомобилей в продаже, на Озоне - 189, на МегаМаркете раздел с авто тоже создан (990 авто в продаже), на ЯндексМаркете пока спецтехника, прицепы, квадроциклы и мотоциклы. В наш обзор последние двое не попали в силу того, что простыня получится уже совершенно неприличной, да и в гонку продаж автомобилей они включились позже всех.
На этом все. Ставьте лайк или пишите свои комментарии, а вот ссылка для тех, кому удобно получать анонсы наших статей в Телеграме.